Герменевтика как философия понимания.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Герменевтика как философия понимания.

Главным содержательным моментом герменевтики (греч. hemeneutikos — истолковывать, разъяснять) является истолкование текстов с целью их наиболее углубленного понимания. Она разрабатывалась философами с незапамятных времен и служила способом объяснения смысла, содержания и значения прежде всего религиозных, литературных, научных и иных текстов.

Герменевтика как философия понимания.

Главным содержательным моментом герменевтики (греч. hemeneutikos — истолковывать, разъяснять) является истолкование текстов с целью их наиболее углубленного понимания. Она разрабатывалась философами с незапамятных времен и служила способом объяснения смысла, содержания и значения прежде всего религиозных, литературных, научных и иных текстов.

Герменевтика по сей день является своеобразной метафизической и методологической составляющей многих гуманитарных дисциплин, стремящихся к поиску путей понимания. Как философская дисциплина, связанная с интерпретацией, толкованием и объяснением определенной культурно-исторической ситуации и человеческого бытия, она тесно связана с феноменологией Гуссерля, хотя сложилась еще задолго до появления последней. Кстати, Э. Гуссерль считается классиком не только феноменологии, но и герменевтики (понимание у него есть не что иное, как постижение смыслов).

Герменевтика имеет очень глубокие историко-философ-ские корни, и даже само ее название вызывает прямые ассоциации с древнегреческой мифологией. Считается, что Гермес, будучи посредником между богами и людьми, занимался переводом языка богов, истолкованием смысла божественных откровений, а также проповедовал разного рода герменевтические знания — тайны мистики, ясновидения и т.п. С возникновением христианства герменевтика становится тонким искусством истолкования текстов Священного Писания и с тех пор начинает рассматриваться как своего рода духовный инструмент внесения специального, более глубокого смысла по сравнению с буквальным (текстовым).

Возможность трансформации герменевтики традиционной (или религиозной) в философскую фактически заложена феноменологией Э. Гуссерля. Можно сказать, что герменевтика есть феноменология бытия человеческого сознания. А бытие человеческого сознания как бы предпослано мышлению о нем самом. Поэтому понимание возможно только через истолкование, разъяснение, интерпретацию. Согласно М. Хайдеггеру (1889— 1976), человеческое бытие по сути своей изначально герменев-тично. Все дело в том, что бытие есть понимание, реализация собственной открытости миру посредством языка. Человеческий язык — это не столько способность, сколько данность бытия. Именно в языковом иоле происходит понимание человеком другого человека, окружающей его среды, да и самого себя в ней. Понимание мыслится не иначе как интерпретация языка, посредством которого создаются и воспроизводятся тексты.

Поворот от трансцендентальной феноменологии к герменевтической сыграл решающую роль в становлении новой герменевтики как философской доктрины. Философской основой для герменевтики нового качественного уровня становится не условие, при котором познающий субъект может нечто осмыслить и понять, а то, как устроено сущее, бытие которого состоит в понимании. В качестве философской проблемы герменевтика была впервые представлена и разработана на более широкой основе немецкими философами Ф. Шлегелем (1772-1829) и Ф. Шлейермахером (1768-1834). Их заинтересовали научные проблемы средств отражения объективно прекрасного поэзией (древнегреческой), искусством и различными фрагментами духовной культуры, философия самого языка. Для ученых герменевтика стала важным способом понимания не только текста, но прежде всего характера и психологии его автора. А текст превратился в часть духовной жизни своего создателя.

Важный этап в дальнейшем расширении сферы приложимости герменевтики был связан с именем другого немецкого философа В. Дильтея (1833-1911). Он «приобщил» герменевтику к довольно обширной области познания культуры. Дильтей считал, например, что по отношению к культуре прошлого понимание ее может выступать как метод интерпретации, который он и назвал герменевтикой.

Со времен В. Дильтея герменевтика стала тесно «сотрудничать» с гуманитарными и общественными дисциплинами. Философ сделал ее своего рода научной методологией гуманитарного познания. Метод понимания в герменевтике В. Дильтея переходит в особый способ познания духовного существования. Жизнь человека разумного по сути своей складывается именно из познания окружающей среды и понимания собственного духовного мира. Последнее принципиально отличается от познания природы. Все дело в том, что природу можно научно или художественно описать, создав соответствующие тексты. Но этого мало для понимания духовности человека, ибо человек, по Дильтею, не имеет своей истории, так как он сам есть история. Отсюда следует, что постигнуть внутреннее (духовное) состояние человека возможно только тогда, когда он сам сможет открыться собственному чувству.

Понимание собственного внутреннего мира достигается путем интроспекции, то есть рефлексии и самообладания. Понимание чужой души или чужого духовного мира осуществляется путем так называемого вживания, вчувствования, то есть переживания чужого духовного бытия как своего. Поэтому В.

Дильтей основой философской герменевтики называл «понимающую психологию». Ее познавательная особенность состоит в непосредственном постижении целостности духовно-душев-ной жизнедеятельности человека как личности. Основная же философская проблема, по мнению Дильтея, состоит прежде всего в стремлении раскрыть, каким образом индивидуальность может быть предметом общезначимого познания в чувственно данном проявлении чужой уникальной духовной жизни. Действительно, при любом рассмотрении далекой от нас ментальности необходимо прежде всего умственно реконструировать ее жизненный смысл, проникнуться ею, вжиться в нее. Только в этом случае возможно понять и оценить смысл духовной культуры прошлого.

Со времени В. Дильтея философская герменевтика в полном объеме восприняла все достижения социально-гуманитар-ных наук о человеке и обществе. Она стала рассматриваться в качестве научно-философской методологии социально-гумани-тарных дисциплин. Многое позаимствовав у Дильтея, Х.Г. Га-дамер (1900-1998) придал герменевтике универсальный смысл, превратив проблему понимания в саму суть философии. Он утверждал, что философская герменевтика не сводится к разработке методологии понимания текстов или еще чего-либо, а сама становится своего рода философией понимания. Последнее для Х.Г. Гадамера есть способ существования самого познающего, осмысливающего и оценивающего индивида. Философ ищет пути улучшенного постижения человеком человека как «исторически понимающего» существа. Он стремится прояснить условия, которые делают возможным само человеческое понимание.

Философы-герменевтики постоянно подчеркивают, что они стремятся к обладанию искусством особого философского истолкования смысла текста через раскрытие его многозначности. Речь идет о критическом анализе самого процесса понимания, движения к истине. Понимание текста предстает как экзистенциальное событие человеческой жизни, а философское осмысление прошлой культуры выступает формой самоосмысле-ния индивида и общества. Поэтому многими из философов высказывается мысль о том, что «герменевтика — это не результат», а только путь к знанию, то есть сама практика получения истины. Важнейшей специфической особенностью понимания они считают некий «герменевтический круг»: для понимания целого надо понять его части, а для понимания части необходимо знание и понимание целого.

Для философской герменевтики стали характерны такие термины, как «интерпретация», «экспликация», «легитимация», «выявление», «высвечивание», «изображение», «опыт мира», «предположение», «мироистолкование», «историзм» и др. Герменевтиков волнует распад философии на отдельные отрасли (этику, эстетику, философскую религию и др.), который, по их мнению, приводит к усложнению понимания.

На современном этапе функционирования философской герменевтики особо заметным становится стремление ее авторов соединять язык и смысл, герменевтику и диалектику. Фило-софов-герменевтиков сегодня интересует «понимание» не как прикладная задача, возникшая в процессе истолкования текстов, а как фундаментальная характеристика человека, как нечто, определяющее человеческое бытие даже в большей степени, чем его мышление. В настоящее время очевиден несомненный морально-этический пафос философской герменевтики. Он напрямую связан с особой озабоченностью опасными последствиями социальной разобщенности людей, с возрастающими трудностями установления личностного взаимопонимания, со стремлением найти пути, ведущие к взаимопониманию. «Понимание, — убежден П. Рикерт, — означает перенос в другую жизнь» [9]. Философская герменевтика ныне представляет собой систему философско-методологических установок, где ряд отдельных положений феноменологии Гуссерля, экзистенциализма соседствует с психоанализом Фрейда, «понимающей психологией», психологической философией. Создание современной психологии как науки о психике и поведении во всех их формах и диапазонах в значительной мере стало возможным благодаря открытию и использованию принципиально новых подходов к изучению и пониманию природы и сущности человека.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *