Историческое осознание первоистоков бытия.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Историческое осознание первоистоков бытия восходит к первым попыткам мудрецов Древней Индии и Древнего Китая философски осмыслить общие представления о мире неживой природы, о жизни и их взаимодействии. Так, уже в ведах делается попытка осознать бытийную основу всего сущего. Стремясь понять и объяснить великую тайну бытия, мыслители Древней Индии искали ее первопричину (начало) в огне, воздухе, воде, земле, свете, пространстве, времени и т.д. В Древнем Китае называли уже восемь таких первооснов. Так же, как и восточные мудрецы, поисками истоков бытия всего сущего были философски озабочены и античные мыслители Греции. Древнегреческие философы считали, что они находятся в естественной действительности — воде (Фалес), воздухе (Анаксимен) и т.д.

Пифагор, отвечая на поставленный Фалесом вопрос «Что есть все?», заявил, что первоначалом всех вещей в мире является число. Но здесь надо иметь в виду, что число понималось им не как нечто умозрительное, абстрактное, а как осязаемое, вещественное. Все материальные вещи и духовные явления, по Пифагору, проистекают из чисел, определяющих и устанавливающих всеобщий порядок и гармонию в мире. Именно этот философ впервые предложил вселенский порядок называть Космосом. Последователи Пифагора считали, что Вселенная есть порядок, гармония и строгая ритмика. Музыка, по их мнению, как и все искусство, выражает гармонию Вселенной не столько количественно, сколько качественно, отражая ее сущность и красоту. Этими же мыслителями были разработаны математические основы гармонии: симметрия, пропорциональные средние величины, а также золотое сечение. Они считали, что гармония есть связывание различных частей в единое целое. Все вещи и явления природы содержат нечто общее. А это значит, что они гармонично объединяются в целое. Пифагорейцы тем самым побудили мыслящее человечество посмотреть на мир в его целостности и гармонии, как на порядок, проницаемый человеческим разумом.

Пифагора поддержал знаменитый Парменид из Элеи, который первым указал на бытие как на философскую категорию. Выдвинув гениальную по своей сути идею о существовании неизменной сущности огромного истинного мира, бытие он одновременно назвал умопостигаемой сущностью. Иными словами, бытие в его понимании является объектом человеческой мысли. «Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует, — утверждает мыслитель. — Ибо ведь без бытия, в котором ее выражение, мысль тебе не найти». «Есть только бытие, а небытия нет, — уверен Парменид, — здесь достоверности путь, и к истине он приближает» [3]. Действительно, все, что ушло в прошлое, не перестает бытийствовать. Оно лишь переходит в иную сферу бытия — духовную. Отличительным свойством (или признаком) бытия является то, что оно ни откуда не возникает, а значит, и не погибает, так как помимо его больше ничего нет и быть не может. Отсуюда проблема бытия становится ведущей и даже определяющей при осмыслении неживой и живой природы, физического и духовного человеческого бытия, смысла и значения жизни и деятельности личности.

В дальнейшей исторической эволюции философского содержания идей было множество различных подходов к объяснению дефиниции «бытие». Значительно расширил понимание бытия Платон, впервые указав на существование его идеальной и материальной форм. Тем самым мыслитель философски разделил бытие на мир идей (сознания) и мир вещей. При этом он подчеркивал, что «истинное бытие» представляет собой мир объективно существующих идей. Бытие вещей — это подражание вечным идеям. Философ указывал на бытие понятий, как бы автономно, самостоятельно существующих в человеческом сознании. Таким образом, он первым заявил о бытии, которое вбирает в себя практически все сущее.

Ученик Платона Аристотель бытие приблизил к единичным предметам и явлениям природы. Самобытное единичное бытие, существующее само по себе, Аристотель назвал субстанцией. А мир в его представлении есть совокупность субстанций, каждая из которых представляет собой некоторое единичное бытие. По Аристотелю, единичное бытие (всякая вещь) есть сочетание (единство) материи и эйдоса (формы). Стало понятно, что бытие означает существование чего-либо здесь и сейчас. Отсюда проистекала «натурализация» бытия, наиболее полно проявившаяся в материалистических учениях. Опираясь на выдвинутый Аристотелем тезис о взаимосвязи материи и ее форм, их представители успешно преодолели присущие многим прежним философским учениям противопоставления сфер бытия, поскольку именно форма есть неотъемлемая характеристика бытия.

Проблемы бытия занимали философов всех времен и народов. Почему же выдающиеся ученые и философы мира всегда уделяли столь пристальное внимание этой философской категории? Да прежде всего потому, что сам термин «бытие» уже означает сумму знаний, накопленных человечеством о мире в целом, об обществе и природе. В понятии «бытие» дается некая интегральная характеристика мира в его целостности. Считается, что, занимаясь философской проблемой бытия, ученые и философы наполняют общественное сознание людей особым содержанием осмысленного существования всего, что есть в мире, но прежде всего — жизни. Еще в глубокой древности М. Цицерон утверждал, что «смысл и учение всех наук, которые указывают человеку верный путь в жизни, содержатся в овладении той мудростью, которая у греков называется философией» [4].

Оригинальные философские идеи, как правило, опережают свое время, ибо адресованы не сиюминутной повседневности, а жизненной перспективе. Мыслители ищут некий «ключ», тот самый «философский камень» для разрешения вечных проблем бытия. Они вырабатывают и предлагают новые смысложизненные ориентиры для всего человечества. Философские идеи освещают путь в лабиринте множества гипотез, концепций, определяющих содержание общественного бытия в те или иные исторические эпохи. Только философия дает возможность продвинуть думающего человека к осмысленному развитию через постижение научных, религиозных, жизненно-практических установок и т.д. А они по сути своей являются эталонными основаниями для всех форм личного и общественного бытия соответствующей исторической эпохи. Не случайно философы-классики рассматривали бытие как предельно широкое человеческое понятие о мире и в то же время считали его совершенно независимым от человека. Это и дает право говорить о философии как об исследовании исходных начал всех форм и видов бытия: природного, общественного и чисто человеческого.

Понятие начала имеет смысл применительно не к миру в целом (Вселенной), а лишь к его отдельным конкретным вещам, предметам, явлениям или процессам, то есть к конечному. Ведь каждый вид материи, каждая форма ее проявления происходит от некоего другого (предшествующего) конечного вида материи. К миру же в целом неприменимы границы «от» и «до». Он бесконечно стар и вечно молод. Человеку не дано хоть как-то представить Вселенную уже прожившей «свой век» или печально прозябающей остаток отпущенного времени. Но ему дано осмыслить ее существование. Все, что человек узнает о вечно изменяющемся и развивающемся мире, он оформляет в виде представлений, понятий, категорий. И если исходной философской категорией считается бытие, то все другие категории типа материи, сознания характеризуют его со стороны сущностного содержания.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *