Философия сознания

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Проблема сознания в философии.

Проблема сознания является одной из основных и, пожалуй, самых сложных проблем философии. Наряду с последней к постижению сознания причастны наука, медицина, искусство, религия. Данное обстоятельство усложняет проблему ввиду расширения поля характеристик этого духовного явления, но главное — ввиду продолжающейся дифференциации выработки разного рода новых определений сознания. В частности, речь идет о его многофункциональности. Прежде всего сознание выступает как идеальный образ материального мира. Оно представляет собой атрибут человеческого общества. Наконец, оно является свойством и продуктом высокоорганизованной материи — человеческого мозга. Задача философии состоит в том, чтобы критически осмыслить и интегрировать все имеющиеся суждения и знания о феномене сознания. Необходимо углубить

и его сущностное понимание, сосредоточив особое внимание на тех мировоззренческих, методологических и аксиологических проблемах, которые постоянно возникают в медицине, во всех науках, изучающих человека, а также в искусстве при исследовании феномена сознания — самого уникального феномена, имеющего некоторый абстрактный смысл в качестве средства общения людей.

Во-первых, всех интересует, что же такое сознание и откуда оно возникло? Какие «механизмы», если они есть, запустили его? Куда оно исчезает, когда организм умирает, и исчезает ли вообще? Это только некоторые из великого множества вопросов, на которые по сей день ищут ответы ученые и философы. Стоит отметить, что сегодня многие сходятся на следующем убеждении: сознание не может возникнуть вне организма живого человека, без функционирования его мозга. Но и этого мало. Сознание, скорее всего, есть результат совместной жизни и деятельности людей. Оно — продукт длительного, не столько биологического, сколько социального, развития человечества, совершенствования общественных связей и отношений. Решающую роль при этом сыграл свободный, творческий, созидательный труд. Исключительно важное значение имело возникновение второй сигнальной системы, человеческой речи.

В силу указанных обстоятельств при рождении ребенка сознания у него еще нет и быть не может. Олнако, в отличие от животного, у него имеется врожденная предрасположенность к его развитию. Именно это врожденное свойст во психики позволяет сознанию сформироваться, а затем постоянно совершенствоваться в процессе активной жизнедеятельности индивида. Однако бывают случаи временной потери или заметной деформации сознания. Это, например, происходит в результате длительной изоляции человека от общества, а также травмы головы, наркотического или сильного алкогольного опьянения и т.п. Кроме того, доказано, что в большинстве случаев взрослые имбецилы (лат. imbecillus — врожденное слабоумие), обладая примитивным мышлением, уровня сознания не достигают.

Если даже исключить разного рода мистико-религиозные концепции сознания, оно все равно является проявлением человеческой души. Это высшая форма душевного (психического) состояния индивида, органично связанная с социальным действием, логическим мышлением и символическим языком. Это совокупность бытия чувственных образов и умственных понятий, для которых в нормальных условиях в той или иной степени характерно ясное понимание всего того, с чем человек постоянно сталкивается в своей жизни и деятельности. Следовательно, суть человеческого сознания заключается в достижении понимания смысла всех накопленных знаний и умений. Сознание составляют как бы отфильтрованные мышлением нечеткие представления, смутные образы и мнения. Мышление творит из всего многообразия хаотичной информации о бытии вещей, предметов, явлений мира и общества идеальную картину мировой сущности. Ее познание невозможно без выработки мышлением понятий, концепций, теорий, которые, в свою очередь, не могут быть сформированы и затем закреплены в сознании вне системы языковых символов. Поэтому достижение высшего психического состояния — сознания, или понимания человеком сути и смысла бытия мира, общества, — создает благоприятный фон для поддержания его душевного равновесия и физического здоровья.

Сознание выполняет важнейшую функцию в человеческой жизни и деятельности. С одной стороны, оно является высшей формой отражения действительности в виде образов и понятий, то есть идеального. С другой стороны, сознание, опираясь на память, накапливает, хранит и воспроизводит эту отраженную действительность в понятиях, концепциях, теориях. Необходимо подчеркнуть, что его нельзя считать некой суммой знаний, сведений о внешнем мире. Это сложное интегративное целое в психике человека, предполагающее способность к пониманию. Речь идет о целевой функции сознания, то есть о прояснении всех «темных» душевных (психических) переживаний индивида. Но сознание не ограничивается только познавательной и собирательной функциями. Благодаря волевым усилиям оно нацелено на оценочное осмысление накопленных знаний, иной информации о природных или общественных связях и отношениях.

Если сознание человека, будучи проявлением врожденной уникальной способности его мозга, идеально отражает или об-разно-понятийно выражает мир естественной природы и общественных отношений, то оно одновременно просветляет и наполняет жизнь и деятельность особым смыслом. Это, можно сказать, смысловая форма идеального проявления материи в сознании людей в виде некой совокупности знаний и мнений, идей и взглядов, ценностей и т.д. Философские, религиозные, научные, правовые, политические, моральные, этические, эстетические и иные знания проникают в сознание индивида в виде фрагментов или цельных идеальных картин мира (мировоззрение), общественного устройства (социология), одновременно осуществляется их нравственная оценка (аксиология). В связи с конкретно-историческими и традиционными обстоятельствами общечеловеческого развития и формированием способов, стилей и форм жизни отдельных индивидов и сообществ складывается и определенный тип сознания личности. Это происходит в результате специфического способа проникновения информации в сознание людей с учетом их жизненного совокупного и индивидуального опыта.

Итак, становление сознания личности как высшей формы ее психической жизни происходит в виде выработки в мозге идеальных форм отражения и объяснения мира — представлений, образов, понятий, категорий, гипотез, законов и т.д., выраженных в языке. Однако следует иметь в виду, что сознание -это не простое отражение мира вещей, предметов и явлений в человеческом мозге посредством их идеального копирования или образного и понятийного отображения, а сложное совокупное умственное и социальное их осмысление конкретным человеком. Содержание же сознания, будучи результатом идеального отображения мозгом всех форм и видов природных и общественных связей и отношений, способствует их развитию и совершенствованию. Это своего рода творчески «сконструированные» индивидом идеальные формы мира, общества и самого человека. Сознание (кроме всего прочего) становится главным духовным «инструментом» социальной ориентации людей в их повседневной жизнедеятельности, началом и основным критерием преобразования мира, общества и себя в нем.

Решающее значение в функционировании сознания имеет язык (речь). Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Сознание и язык образуют некую целостность: в своем бытии они предполагают друг друга, как внутренне, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык (речь) — это непосредственная жизнь сознания. Последнее не только выявляется, но и формируется вместе с языком. Их невозможно отделить друг от друга, не разрушая, не деформируя того или другого. Сознание и язык (речь) являются диалектическим единством. Язык, конечно, влияет на сознание, его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа. Тем не менее зависимость сознания от языка не является абсолютной. Первое детерминируется главным образом объективной действительностью и социальной активностью человека.

Таким образом, сознание — это не только идеальный образ мира, но и психическое состояние, которое проявляется в виде мыслительной формы деятельности личности, человеческого мозга, ориентированного на отражение бытия, приспособление к объективной действительности и преобразование ее. «Сознание, — убеждает современный философ А.Г. Спиркин (род. 1919), — это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-твор-ческом преобразовании действительности, в предварительном мыслительном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека» [1]. С этим утверждением вполне можно согласиться. Однако «если сознание действительно есть функция высокоорганизованной материи, то почему до сих пор не появилось модели, эксплицирующей это утверждение?» [2]. Ответа на этот вполне правомерный вопрос, сформулированный математиком В.В. Налимовым (1910-1997), пока нет. Между тем постижение роли и значения сознания как исходного (ключевого) фактора эффективного «сотрудничества» человека с естественной природой и обществом стало сегодня наиважнейшей задачей философии.

Согласно данным современной науки, сознание как таковое возникает на известной ступени развития материи в условиях ее земного существования. Иными словами, оно представляет собой порождение высокоорганизованной материи — человеческого мозга. Этот научно-материалистический постулат отстаивается сегодня многими учеными и философами. Согласно их мнению, сознание, однажды возникнув, призвано играть исключительную роль в жизни и деятельности человека. Философией и естествознанием признается, что и материя обречена на вечное «производство» сознания. Еще Ф. Энгельс заявлял, что «…материя в своем вечном круговороте движется согласно законам, которые на определенной ступени — то тут, то там с необходимостью порождают в органических существах мыслящий дух» [2]. А это означает, что некий «мыслящий дух» с объективной заданностью должен будет возникать повсюду вновь и вновь. В Космосе постоянно будут генерироваться живые существа, обладающие сознанием.

Однако понять, а значит, и объяснить суть феномена сознания необычайно трудно. Это связано с тем, что оно не существует само по себе как предмет живой природы, который можно увидеть, измерить и т.п. Сознание представляет собой психический уникальный образ, особую идеальную форму отражения человеком объективной реальности. Каждый человек, утверждал Г. Гегель, может использовать кисть, краски, полотно, но это не делает его живописцем. Точно так же обстоит дело и с сознанием. Оно не является природным вознаграждением человека. Все врожденные физиологические, а также приобретенные психические и социальные его качества предрасположены к идеальному образно-понятийному отражению бытия. Такие психические факторы, как память, воображение, мышление, развиваются у индивида в ходе активного овладения им естественным миром и созидания нового мира — культуры — в результате творческой мыслительной и общественно-исторической практики.

Сознание всегда является содержательным. По мнению К. Маркса, оно «никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием» [3]. А это означает, что сознание, его содержательная наполненность и целевая направленность органично взаимосвязаны с положением человека в природе, обществе, с его познавательной и творческой деятельностью. К. Маркс был убежден, что сознание есть сложнейшая иерархическая система, функционирующая по своим собственным законам и определяющаяся работой неких внутренних механизмов. Он считал, что сознание бытийствует, хотя и не является механическим отражением мира.

Таким образом, как высшая форма отражения объективного мира сознание связано с членораздельной речью, абстрактными понятиями, логическими обобщениями. Ядром сознания является знание. Становление его органично связано с производительным трудом. Будучи функцией сложнейшей материальной, физиологической системы — человеческого мозга, — оно активно и продуктивно. И, наконец, сознание обладает способностью воздействовать на окружающую действительность. Все это и составляет содержательное поле внутреннего мира человека, ибо органично связано с идеальной деятельностью. Идеальное же, по утверждению К. Маркса, «есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» [4].

К. Марксу принадлежит и ставшая ныне знаковой философская формулировка, а именно: «Самый плохой архитектор от наилучшей пчелы отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально» [5]. Сегодня в качестве рабочего понятия «идеальное» целесообразно использовать определение авторитетного современного философа Э.В. Ильенкова (1924-1979), внесшего значительный вклад в решение данной проблемы: «Идеальное, -пишет он, — есть… отражение человеком внешнего мира в формах его сознания и воли». [6]. Понятие «идеальное», разработанное Ильенковым в духе лучших классических образцов философской мысли, утрачивает чистоту и монистичную завершенность, стоит лишь допустить элемент врожденности каких-либо человеческих свойств. Показывать глубину и раскрывать полноту самой проблемы идеального не просто, но возможно. Чтобы лучше понять идеальную суть сознания как части психики, необходимо хорошо разобраться в другой ее части — бессознательном.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *