Философское осмысление бессознательного.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Философское осмысление бессознательного как особого внутреннего состояния человеческой психики представляет собой весьма сложный процесс, охватывающий самые разные сферы жизни и деятельности индивида. Бессознательное – это уникальное психическое состояние человека, «темные или смутные ощущения, либо частью сознаваемые, либо вовсе не сознаваемые» (Сеченов).

Отец русской физиологии, философ И.М. Сеченов возражал против отождествления бессознательного и сознания в связи с разными уровнями этих психических явлений. «В прежние времена, – писал он, – «психическим» было только «сознательное». Ныне так уже мало кто считает». Ученый убеждал, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы» [7]. Научные факты и повседневный опыт свидетельствуют, что у человека зачастую действительно вспыхивают некие чувства, возникают смутные мысли, непонятно откуда берущиеся. Все это есть не что иное, как проявление бессознательного. Подчеркнем, что данный феномен не относится к сфере мистики, а представляет собой факт нормальной психической жизни человека. Порой он проявляется в виде творческого вдохновения или озарения, внезапно возникающего в «тайниках» человеческой психики и не поддающегося осмыслению, а порой – как подражание прежнему жизненному опыту (архетип).

Пожалуй, впервые в истории философии явление бессознательного в человеческой психике было описано в трудах Платона. Мыслитель представил его как «припоминание» былого бытия идей (сознания) в трансцендентном мире до их материализации на Земле. Если отбросить мистику платоновского «припоминания», то это будет означать не что иное, как спонтанное возникновение в мозге человека неких скрытых от него самого и не вполне понятных ему новых знаний. Святой Августин считал, что в душе человека всегда есть место для неосознанных знаний. Само существование бессознательных сюжетов знания в психике индивида вызывало в прежние времена немало философских споров. «Врожденные идеи» Декарта, например, многие называли естественным фактом жизни бессознательных элементов знания в человеческой психике. Другие возражали, считая их выдумкой, ибо ничего не может появиться в голове человека, чего ранее не было бы в опыте (Локк). Впервые более определенно о бессознательном как способе психической жизнедеятельности человека высказался немецкий ученый и философ Лейбниц. По его мнению, в психике человека есть нечто, что так или иначе «дремлет» в ее темницах в виде смутных представлений. Таким образом, Лейбниц считал бессознательным и врожденные идеи, и приобретенные человеком знания; и жизненный опыт, каким-то образом вытесненные из его сознания.

Классик немецкой критической философии И. Кант связывал психическое явление бессознательного со скрытым интуитивным прозрением. Состояние бессознательного в психике человека, по его мнению, представляет собой смутные «темные ощущения», число которых безгранично. В нашем духовном состоянии, писал он, «освещены только немногие пункты. Это обстоятельство может возбуждать у нас удивление перед нашим собственным существом; ведь если бы некая высшая сила сказала: да будет свет!, то без малейшего содействия с нашей стороны перед нашими глазами открылось бы как бы полмира (если, например, мы возьмем писателя со всем тем, что он имеет в своей памяти)» [8]. Все вышесказанное свидетельствует о том, что процесс мышления не всегда осуществляется в развернутом и логически строгом виде. Нередко протекая бессознательно, он может приводить к творческим результатам. Бывают случаи, когда человек внутренне «схватывает» своей мыслью главную суть сложной ситуации, находя правильное решение. В каждом индивиде заложена способность скрытого постижения истинного знания путем некоего чувственного его усмотрения, без формально-логического обоснования и доказательства. Такую способность принято называть интеллектуальной интуицией. Именно она выдает оптимальное решение, исходя из имеющихся данных.

Философы и ученые издавна называли интуицией внутреннее озарение, предвосхищающее логичный вывод. Это своеобразное внутренне скрытое мышление, или «мышление на подсознательном уровне», когда человек продолжает мыслить автоматически после определенной работы чувств, явных мыслей, которая не дала результата. По словам М. Горького, интуиция возникает из того запаса впечатлений, чувств, которые пока не оформлены сознанием и не воплощены в ясную концепцию. Интуицию писатель делил на два типа: интеллектуальную и чувственную. При этом он писал: «Формирование человека с некоторой поры идет криво, – развивается ум наш и игнорируются чувства. Думаю, что это вредно для нас. Нужно, чтобы интеллект и инстинкт слились в гармонии стройной, и тогда, мне кажется, все мы и все, что окружает нас, будет ярче, светлее, радостнее. Верю, что это возможно. Людей умных, но не умеющих чувствовать, не люблю. Они все – злые, и злые низко» [9]. Интуиция – это не столько сакральный способ чувственного постижения истины, сколько «внутреннее понимание» того, что ведет к открытию. Это скрытое в глубинах психики «понимание смысла» проблемы и путей ее решения. Интуиция имеет место тогда, когда писатель, ученый, врач и т.д. врастает в проблему и сливается с ней до такой степени, что уже и во сне она преследует его (пример с Менделеевым).

В противоположность идеям философии рационализма представители новой философской мысли – иррационалисты – состояние бессознательного в психике человека рассматривали с принципиально иных позиций. Они увидели в феномене бессознательного проявления чувств, воли, скрытых самой природой в виде стихийных жизненных сил (внутренней энергии) как имманентный источник жизни, которому противостоит беспомощное сознание. Жизнь человека, по их мнению, представляет собой не разумный, логический фактор, а некий таинственный целенаправленный процесс, в котором сознание выступает как орудие слепой мировой воли, движущей силы развития, или «жизненной силы» (Гартман). Бессознательное как бы исподволь направляет и, более того, управляет человеческим разумом, озаряя и вдохновляя его к творчеству. Многие философы-иррационалисты, не доверяя человеческому разуму, считали, что он играет второстепенную роль и не имеет никакого значения в истинном познании мира. «Наш духовный мир похож на Египет, – образно писал о бессознательном Фридрих Ницше. -Пустыня и громадные пирамиды, а в этих пирамидах, большей частью недоступных, только жалкие трупы» [10].

Значительный вклад в научное прояснение и более глубокое философское осмысление феномена бессознательного в человеческой психике сделал австрийский ученый, психиатр 3. Фрейд. Согласно его учению о психике человека, бессознательное можно уподобить подводной части айсберга, которая глубоко скрыта и зависит от подводных течений. В ней все невидимо и непредсказуемо, подвержено лишь диким силам природы. Психика человека также имеет свою глубинную часть в виде бессознательного. Максимум, что можно о нем сказать, так это то, что оно есть. Бессознательные силы в жизни человека играют огромную роль, и не считаться с этим нельзя. Они могут быть позитивны, но порой являются опасными, ибо суть их непонятна. Но особенно негативны силы, «загнанные» разумом, социальными традициями и моральными нормами, господствующими в обществе, в глубины психики. Бессознательное как бы ждет момента (слабости или страха человека), чтобы, вырвавшись наружу, проявить свою мощную энергию. Столкновение с подсознательной частью человеческой психики всегда опасно и непредсказуемо. Оно грозит деформацией сознания. Сама по себе фрейдовская идея структуризации психики имеет право на существование. Однако ее общая интерпретация и философская характеристика взаимоотношения составляющих ее иерархических сфер психики в системе научной психологии весьма спорны.

Научная несостоятельность фрейдизма проявляется в очевидном принижении роли сознания и преувеличении силы бессознательных факторов в поведении человека Этим Фрейд, по сути, разрушил уходящее своими корнями в античную классику представление о человеке как о существе, поведение которого определяется прежде всего разумом, или просветленной душой – сознанием. Он акцентировал свое внимание на тех феноменах бессознательного, которые по своему содержанию противоречат человеческому разуму и чужды сознанию. Ученый настолько увлекся проблемой бессознательного, что, по сути, свел к ней большую часть человеческой психики. «Все душевные процессы по существу бессознательны, – писал он, – …сознательные процессы являются только отдельными проявлениями всей нашей душевной деятельности» [11]. Эти положения философии психической жизни индивида находятся в противоречии с научными данными. Человек – это всегда личность, а значит, его психика (чувства и эмоции, мышление и воля) пронизана сознанием, предполагающим ясное восприятие и понимание действительности. Оценивая суть учения Фрейда, русский физиолог и мыслитель И.П. Павлов писал: «Когда я думаю сейчас о Фрейде и о себе, мне представляются две партии горнорабочих, которые начали копать железнодорожный туннель в подошве большой горы – человеческой психики. Разница состоит, однако, в том, что Фрейд взял немного вниз и зарылся в дебрях бессознательного, а мы добрались уже до света…» [12].

Деятельность человека в обычных условиях является вполне осмысленной, сознательной. Психическое же освоение природы животными (даже высшими) носит чисто приспособительный характер: они не способны сделать своей целью преобразование собственной жизни. Чтобы решить задачу на приспособление, животному достаточно «познать» тот или иной элемент окружающей среды при помощи одних лишь органов чувств, которые у него развиты в совершенстве. Высшие животные, однако, при этом обладают способностью предметного мышления, природным свойством опережающего психического отражения действительности. Предпринимая то или иное действие (например, поиск пищи), живое существо заранее намечает для себя «план» этого действия и тем самым демонстрирует наличие мыслящей психики.

В середине XX века академик П.К. Анохин (1898-1974), физиолог и философ, научно описал характер адаптации в животном мире. Ученый увидел в действиях животных и птиц способность к мыслительным актам. Он первым назвал ее опережающим отражением действительности. В одной из своих работ Анохин описал неординарный случай, рассказанный ему орнитологами из Дании. Во время переезда по Сахаре они однажды увидели хищную птицу, которая, обнаружив страусиное яйцо, улетела за несколько километров в поисках камня. Затем, принеся его, усердно стала долбить им яйцо. После того как птица улетела еще раз, орнитологи раскрасили яйцо в красный цвет. Вернувшись в очередной раз, птица от удивления выронила камень из клюва. Исходя из этого и других подобных фактов, П.К. Анохин заключил, что данную операцию птица не смогла бы совершить, если бы предварительно не поставила перед собой «мыслительную цель». Следовательно, психика животных тоже предполагает некое мыслительное действие. Но их мышление не приводит к формированию сознания, характерного только для человека – понимающего и творящего новый мир.

По своему существу психика представляет единое и неделимое целое – душевное, а у человека еще и духовное образование. Это постоянно текущий поток чувственно-эмоциональных, волевых и мыслительных актов. В непрерывном потоке психических явлений возникают, проносятся и исчезают многообразные ощущения и восприятия, единичные сюжеты представлений и целостных образов, отдельные мысли и совокупные мыслительные картины. Но общая функциональная нацеленность психики человека всегда остается относительно устойчивой. Будучи своеобразной системой, она предполагает, что каждый ее элемент выполняет уникальное и самостоятельное, индивидуальное действие по познанию и преобразованию природного мира и общества. Такими психическими элементами познания объективного мира являются бессознательное, подсознание, сознание, интуиция, воля и т.д. Причем ни один элемент психики человека нельзя понять и объяснить вне его связи и отношений с другими психическими явлениями и физическими процессами. Однако из всего множества психических функций особо важное значение имеет сознание.

Сознание – это результат исторически длительного не только и даже не столько биологического, сколько социальнокультурного развития человечества. Иными словами, человеческое сознание представляет собой феномен сугубо психического свойства, но по своему характеру является социально-культурным, поскольку формируется и развивается только вследствие взаимодействия с уже возникшей и развившейся культурой (второй природой) и человеческим обществом. Человек – это единственный представитель всего живого на Земле, который предрасположен не только к предметному, но и к образному (мыслительному) отражению бытия природы и общества, к особому сознательно постигающему мир мышлению, осознанию себя, своей роли в окружающем мире. Мышление представляет собой психические процессы осмысления поступающей извне информации. В определенные моменты она может и не осознаваться индивидом. Тем не менее необходимым фактором познания и ясного понимания бытия современным человеком становится понятийное творческое мышление, опирающееся на законы логики.

Каждая качественная ступень психики человека, будь то бессознательное, подсознание, сознание, интуиция и т.д., всегда что-то представляет, репрезентирует. На различных этапах состояния психического отражения, восприятия, мыслимого конструирования мира человек обрабатывает поступающую информацию, чтобы ориентироваться в жизни. В духовном мире индивида происходит постоянная перекомбинация различных уровневых ступеней психики. Возникают все новые и новые психические соединения: одни – по законам инстинкта, другие – по строгим логическим законам, третьи – по доселе мало известным нормам продуктивного воображения, а четвертые – по столь же таинственной «логике чувств» и интуиции. Но практически каждый психически здоровый и интеллектуально развитый человек объективно имеет возможность посредством мышления логически связывать в своем сознании всю поступающую извне информацию, осмысливать, оценивать и отбирать ее. Главным различием между людьми и основным качеством, отличающим их от животных, является наличие и степень развитости у них мыслящей психики, или способности к восприятию истинных понятий, суждений, вниканию в них и оперированию ими.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *