Сфера творчески мыслящей психики.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Сфера творчески мыслящей психики была и остается величайшей из всех известных сфер жизнедеятельности человека как субъекта, в которой разворачивается разум ученого, философа, медика, инженера, политика и.т.д. Здесь формируются образы, понятия, символы, законы. И это еще не полный арсенал тех средств, с помощью которых человек постигает и осмысливает мир в различных его измерениях.

Творчески мыслящая психика человека представляет собой совокупность множества мыслительных акций, которыми располагает конкретная личность, группа людей, целый народ и т.д. Обычно выделяют четыре основных мыслительных вида: предметный (или технологический), образный (или художественный), практический (или социальный), понятийный (или концептуальный). Подчеркнем, что этим не исчерпывается сфера разнообразных видов мыслительной психики. Существует творческая область мыслительной деятельности человеческого индивида, которая способствует созиданию мира духовной и материальной культуры. Это человеческий разум, предполагающий не только умение правильно оперировать понятиями, категориями, наличие широкого кругозора, но и способность уточнять неясные понятия, создавать новые теории и отбрасывать устаревшие.

Творчески мыслящая психика способна не только выстраивать новые идеи, концепции, теории, но и «материализовывать» их. Впервые проявившаяся способность к изготовлению орудий труда стала основой великого процесса рождения и совершенствования творческого мышления. Но прежде чем «материализовывать» какой-либо продукт (результат) мыслительной деятельности, индивиду необходимо сформировать в своем сознании идеальную модель этого процесса. И здесь важно не то, сознает это человек или нет, а то, что он становится совершенно другим существом — субъектом, создающим культуру и ее историю, то есть существом, обладающим мыслящей психикой.

Сфера психики, направленная на формирование понятий, категорий, законов и т.д., отвечает стремлению человека к постижению смысла, лаконичному изложению мыслей и связывает наглядность (образность) со значимостью вещи, предмета, явления. Мышление тонко фильтрует всю поступающую информацию: сведения, мнения, но прежде всего — знания, как теоретического, так и практического свойства. Человек обладает уникальной способностью мыслить абстрактно: анализировать (расчленять) и синтезировать (обобщать) знания о целом. Это уже не простое отражение бытия в виде образов, представлений, а критически осмысленная оценка информации о действительности в виде понятий и категорий. Почти все философы сходятся во мнении, что творчески мыслящее сознание человека (разум) проявляется в форме активного мыслительного процесса (рефлексии) оценки и самооценки знания о месте и роли человечества в мире природы. Творчески мыслящая психика -субъективный акт функционирующего мозга. Это и целенаправленное осмысление человеком значения своей собственной судьбы, объективно связанной с жизнью других людей.

Мозг человека и животных обладает удивительной активностью. Ни одно живое существо не живет в абсолютной зависимости от внешних обстоятельств. Оно всегда ищет то, что ему жизненно необходимо, выбирает средства жизни, постигая внешний мир. Вместо того, чтобы пассивно идти по жизни путем случайных проб и ошибок и столь же случайных удач и неудач, оно осуществляет постоянный поиск. Конечно, мыслит, познает и запоминает познанное не мозг сам по себе, а человек как личность. Только в составе данной целостности мозг функционирует как орган сознания. Но так считали и считают, к сожалению, не все ученые, медики и философы. По их мнению, мысль неотделима от материи (мозга) и является ее продуктом. Однако если допустить, что это действительно так, то она есть не что иное, как разновидность материи. Так крайне упрощенно понимали сущность и роль мыслящей психики представители вульгарного материализма -врач Л. Бюхнер (1824-1899), физиолог М. Молешотт (1822-1893), невролог и физиолог О. Фогт (1870-1959) и другие. Они были уверены в том, что человеческая мысль находится примерно в таком же отношении к мозгу, как желчь к печени.

Все физиологические процессы в головном мозге выступают носителями некоего идеального содержания лишь в том случае, если их результат соотносится человеком с объектом отражения. Иными словами, любая мысль, возникшая в голове человека, всегда есть мысль о чем-то. А то, что в сознании имеется некое содержание, не соответствующее оригиналу, совсем не означает возможность наличия каких-то беспредметных идеи. Даже грезы или бред психически больного человека особым образом отражают реальность. Подавляющее большинство людей осознает вещи, себя, свои чувства и мысли, абсолютно не подозревая, что же творится в самом мозге. Все это происходит потому, что сознанию человека даются не физиологические состояния его мозга, а объективный мир вещей, предметов, явлений. Из всего вышесказанного следует, что мысль есть естественная функция мозга человека.

Мысль не имеет самостоятельного физического существования, как, например, желчь. Мыслящее сознание характеризуется активным отношением к внешнему миру, к самому себе, к деятельности, направленной на достижение цели. Творчески мыслящая психика человека, в отличие от предметного мышления животных, оперирует только понятиями и категориями. Безусловно, она тоже отражает мир, но делает это иначе. Она свободна от конкретно-чувственного характера отражения бытия, а потому не столько идеально отражает отдельные вещи, предметы и явления, сколько находит в них общее, раскрывает их внутреннюю сущность, указывает на свойственные им связи и закономерности. Все это предполагает обобщенное выражение в понятиях, категориях реальной действительности (бытия). Мыслящая психика постоянно «фильтрует» все знания об объективном мире, предлагая новые гипотезы, теории или парадигмы. Данное положение надо понимать не в том смысле, что она не является отражением различных видов материи, а в том, что ее содержание наполняется новым, более углубленным пониманием сути процессов, протекающих во Вселенной и в ее отдельных структурных частях: микро- и мегамирах, недоступных чувствам. Логически мыслящая личность связывает и развивает в сознании все знания таким образом, что они оказываются не копией воспринимаемых объектов и их связей, а творчески преобразованным отражением, в котором мысль предвосхищает естественный ход событий.

Таким образом, нет более актуальной проблемы в научном и философском познании мира, чем исследование природы и содержания мыслящей психики, и более насущной задачи в деле воспитания и образования людей, чем развитие у них высокой культуры сознания. Последнее предполагает благое стремление к развитию сознательного сотворчества людей во имя совершенствования всего человечества. Ведь ничто так не беспокоит людей, как возможность позитивно влиять, активно воздействовать на свое настоящее и будущее. Любое мышление -предметное, образное и, тем более, понятийное — начинается с оценки имеющихся знаний. Затем выражается сомнение в их истинности, осуществляется критическое осмысление их полезности. Еще Гераклит Эфесский превыше всего ценил вдумчивый стиль и критическую направленность человеческого мышления. Он указывал, что отсутствие у иных людей способности самостоятельно и критично мыслить, слепая вера во все то, что им внушают другие, есть проявление невежества. Демокрит уверял, что «многознание уму не научает», поэтому необходимо уметь осмысливать знания.

В творческом мышлении человека можно выделить три качественных уровня развития, хотя границы между ними весьма и весьма условны. Первый уровень определяет так называемая природная сила ума. Это есть предметное (ситуативное) мышление, или, согласно Декарту, естественное, обыденное мышление, в котором доминирует мотивация. Оно является переходным от животного к человеческому. Ко второму уровню относится образное мышление. Это и здравый смысл (или обыденный рассудок), и строгая логика, которая оперирует жесткими приемами суждения. Рассудочное мышление опирается на выработанные в течение всей истории развития человечества правила, принципы и законы логического суждения о предмете, вещи или явлении. Умение логически доказывать любое положение успешно демонстрировали софисты Горгий, Протагор. Искусством ставить вопросы с целью активизации мышления прославились философы Сократ, Платон и их ученики. Аристотель восхитил мир современной науки гениальным открытием законов логики.

Третий уровень человеческого мышления качественно отличается от двух предшествующих. Это абстрактная мыследея-тельность индивида, теоретическое осознание мира, иначе говоря, создание понятийного аппарата постижения тайн природы, общества и самого себя. В истории не было философов, которые в той или иной степени не осмысливали, не объясняли и не развивали искусство теоретического мышления. Возникновение самой философии означало появление принципиально нового (чисто человеческого) понятийного уровня мыслительной деятельности. Именно философия вырабатывает истинно понятийный стиль мышления, но с разных сторон познания природного мира и общества людей: эмпиризма (Бэкон, Локк) и рационализма (Декарт, Спиноза). Немецкие философы И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс и другие впервые сформулировали проблему понятийного мышления как центральную научно-методологическую парадигму. Они разработали принципиально новый научный механизм мыслительной практики человека. Мышление стало более динамичным, а главное — диалектичным познавательным инструментом.

Будучи эффективной формой познавательной человеческой деятельности, само мышление исследуется теперь многими науками: физиологией, психологией, логикой, филологией, кибернетикой, но прежде всего — философией. Физиология изучает и оценивает мышление как некое качество функционирования нервной системы человека. Изучая мозг человеческий как орган мыслительного акта (И.П. Павлов), физиологи пришли к выводу, что в нем происходят некие целесообразные процессы, предвосхищающие будущее. Поэтому мышление человека настолько же физиологично, насколько психологично и социально. Психология исследует мышление в большей степени через призму формирования особого состояния интеллектуальности у личности. Она рассматривает его как динамически подвижную структуру высших психических функций, образующих идеальную основу всей жизнедеятельности человека. Однако сущность человеческого мышления никак не объясняется наличием лишь этих естественных психофизиологических механизмов. В нем все гораздо сложнее.

Мысль как атрибут человеческой жизнедеятельности есть функция мыслящего сознания. Именно эту функцию во всей ее полноте выполняет философия. И тот факт, что мыслить могут практически все люди, не освобождает научное и творческое сообщество от необходимости философствования. Образно это можно выразить следующим образом: есть просто песня, а есть гимн (греч. hymnos — торжественная песня), символизирующий нечто высокое и значимое. Философия — это гимн культуре мышления — высшему достижению эволюции, самой значимой общечеловеческой ценности. Только благодаря культуре мышления человек смог стать демиургом (греч. demiurgos — мастер, творец) собственной судьбы. Видимо, именно поэтому лучшие умы всегда волновала феноменальная способность человека разумного не столько отражать, сколько осмысливать и «конструировать» мир своего бытия. Людей всегда отличало стремление познать потенциальные возможности творческого мышления и поднять его культуру. И здесь весьма значительная роль отводится логике, которая не столько изучает, сколько «дисциплинирует» мышление. Ее продуктивное значение состоит в том, что она раскрывает и предлагает правила, «механизмы» строгого мыслительного процесса, которому присущи такие фундаментальные характеристики, как определенность, непротиворечивость, последовательность, обоснованность. Кроме того, логика служит действенным орудием борьбы с непреднамеренными мыслительными ошибками и с умышленным введением людей в заблуждение.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *