Становление сознания личности.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Становление сознания личности — это объективный и одновременно субъективный процесс, продолжающийся практически в течение всей жизни человеческого индивида. В мире не было и не может быть психически здорового человека, не обладающего мировоззрением и самосознанием. Сознание личности — это особое качественное состояние психики человека. Это осмысленное и понятое личностью бытие природного мира и общества. Это критическая оценка своего места в мире, обществе, а также роли и значения собственных социальных функций. Это осознание себя субъектом исторического творчества: созидания новой духовной и материальной культуры.

Сознание личности как уникальное психическое бытие никогда не возникает само собой, спонтанно. Его уровень объективно обусловливается духовными факторами и материальными условиями общественной жизни личности. Оно постоянно находится в состоянии становления, развития и при этом всегда остается незавершенным. Но, пожалуй, самое главное в сознании личности составляет ее свойство творить особый смысл жизни. Русский философ Е.Н. Трубецкой (1863-1920) заметил: «Если бы моя духовная жизнь исчерпывалась изменчивыми психическими состояниями, я не мог бы сознавать их. Сознание наше — больше всех своих изменчивых состояний именно потому, что оно на самом деле поднимается над ними и относит их к чему-то сверхпсихическому, что носит название «смысла»» [13].

Формирование сознания личности начинается, по сути, с ее непосредственного психического соприкосновения с материальным миром, с критического усвоения главных форм духовной культуры. Происходит не что иное, как самовозвышение человеческой психики до уровня субъективного понимания личностью предметов, вещей и явлений мира природы, а также выражение общественных отношений в виде представлений, образов, понятий на основании их идеального отражения, а затем творческого созидания новых идей, гипотез, теорий, концепций. Сознание личности в условиях морально-психологической атмосферы и интеллектуального климата инициирует процесс вербального (лат. verbalis — словесный) освоения человеком мира природы и общества. Сознание личности становится своего рода духовной призмой, посредством которой личность (а не мозг) сугубо субъективно отражает мир и самобытно оценивает действительность во всем многообразии существования ее живых и неживых форм и их взаимосвязей.

Именно такую содержательную взаимосвязь и взаимозависимость между человеком и различными видами животного мира стремились научно объяснить наиболее выдающиеся ученые-эволюционисты XX столетия. Так, согласно Э. Майру, в отличие от животных, которые эволюционировали главным образом в направлении «животной специализации», человек в процессе своего культурно-исторического саморазвития, скорее всего, «специализировался в направлении деспециализации»

[14].    По этой причине человек, уже по оценке биолога Дж. Холдена, «является худшим животным, чем обезьяна» [15]. Однако именно это универсально неспециализированное животное воплотило в телесной (морфофизиологической), психической и социальной организации принципиально новый тип земной органической целостности, в рамках которой физиологизм является пределом эволюции органических форм и началом собственной истории человечества, построенной на законах разума.

Есть и иные точки зрения на психическое состояние человека, называемое сознанием. Так, по мнению Э. Гуссерля, сознание всегда выступает как реальное бытие осознанности мира человеком. При этом ученый и философ не отрицает объективного бытия мира природных предметов, вещей, явлений. Мир природы оценивается им как реально существующий, но при этом признается такое же реальное бытие мира сознания, которое тоже существует объективно, само по себе. Э. Гуссерль убежден, что человек, в отличие от животных, способен пребывать одновременно в этих двух мирах: в мире бытия вещей, явлений природы, отношений между людьми и в мире бытия сознания. Известный русский мыслитель Н.А. Бердяев, раздумывая над истоками философского мышления, очень высоко оценивал роль и назначение сознания человека. Он писал: «Самосознание человека как центра мира, в себе таящего разгадку мира и возвышающегося над всеми вещами мира, есть предпосылка всякой философии, без которой нельзя дерзать, философствовать» [16]. И сегодня некоторые ученые, философы, психологи считают, что сознание человека существует само по себе -подобно существованию материальных предметов, вещей и явлений.

Таким образом, сознание представляет собой не что иное, как идеальное осмысление личностью бытия целостного мира природы (мировоззрение), общества (идеология) и себя (самосознание). Сознание личности, выступая в виде некой стройной системы (или совокупности) образных и мыслительных конструкций, формализует чувственные представления и определяет смысл и назначение предметов, вещей и явлений окружающего мира, как природного, так и социального. А смысл и назначение материальных предметов бытия — это, можно сказать, те сущностные компоненты человеческой жизни и деятельности, которые непрерывно проявляются в постоянно меняющемся содержании сознания о природе, обществе и человеке. Иными словами, сознание индивида есть некое единство социальнопсихических процессов и социально-индивидуального опыта людей, воздействующих на характер осмысления личностью природного и общественного мира и своего бытия в нем.

Сознание ребенка начинает формироваться уже в раннем возрасте, в процессе активного общения со взрослыми. Нейрофизиологи, кстати, считают, что сознание индивида предопределяется взглядами, мыслями и идеями людей, которые входят в круг его общения. Впитав в себя жизненный опыт, знания и способ мышления окружающих, человек постепенно осваивает реальную действительность. Поэтому сознание отдельного индивида — это не только продукт его собственного психического развития, но в значительной мере и результат воздействия той культурной среды, в которой он формируется как личность. Современные ученые и философы не сомневаются в том, что состояние сознания человека напрямую зависит от среды его жизненного обитания, от качества обучения и условий воспитания. Человек формирует свое сознание только в процессе общения с другими людьми — носителями мнений и знаний, культуры того или иного сообщества.

Если же говорить о специфике содержания сознания личности, то оно представляет собой аккумулированный опыт истории человечества. Причем конкретная личность весьма избирательно относится к идеям, идеалам и теориям общественных форм сознания (философии, религии, науке, морали и т.д.). Что-то она активно приемлет и делает своим достоянием, а что-то отвергает и даже осуждает. Личность усваивает только те мнения, знания, убеждения, верования, которые отвечают ее духовным запросам, состоянию души, индивидуальным интересам и социальным потребностям. Человек с развитым аналитическим мышлением критически оценивает вновь поступающую информацию с учетом сформировавшихся у него убеждений, принципов. Он способен выделять себя из окружающей среды, в целом сохраняя сложившуюся систему отношений с другими людьми. Сознание личности можно представить в виде мозаики чувственных образов и умственных конструкций. Его становление, по сути, началось с формирования качественно нового со-циально-психического свойства отражения индивидом мира вещей и явлений. Человек, получив возможность в слове выразить свои чувства, мысли, начал понимать, что окружающий мир разделен на существующий объективно и сотворенный мышлением.

Человечество в силу абсолютно уникальной рациональносознательной жизнедеятельности способно культивировать в себе могучие социальные, духовные силы. Так, современный человек, развив в себе высшую форму психики — сознание, не может полнокровно жить и трудиться вне общества себе подобных. Человек остался бы навсегда примитивным животным, если бы он не усовершенствовал сбою психику гуманными чувствами, высокими мыслями, совестливостью и т.д. Не случайно огромный интерес у философов, психологов, медиков всегда вызывали и вызывают по сей день те внутренние силы («внутренний закон во мне»), которые постоянно созидают личность. Эти силы, выступая в виде некой имманентной духовной энергетики, стали фактически главными врожденными импульсами развития сознательных параметров психики каждого человека, правда, с учетом условий и характера его общения с другими людьми. Все это есть личностный минимум знаний, которые свидетельствуют о развитии человека как личности и его способности жить в обществе.

Итак, сознание личности — это ее визитная карточка, характеризующая современные представления об окружающем мире, общечеловеческом унифицированном наборе ценностей, норм и правил поведения. По тому, как видит человек мир, как он относится к окружающей среде, оценивает общество и себя в нем, можно смело судить о том, каким уровнем сознания он обладает. Сознание не дается человеку от природы. Общество преодопределяет развитие сознания, конечно, с учетом природных данных организма. Поэтому сознание личности всегда общественно по содержанию и индивидуально по форме проявления. Если человека лишить общественного воздействия, в нем никогда не разовьется сознание, ибо в его памяти не будет общественной константы. А это означает, что он никогда .не станет личностью, то есть общественно значимым индивидом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *