Самосознание в сфере сознания.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Самосознание философией осмысливается как нечто особенное в духовной жизнедеятельности человека. Это самое главное качество, отличающее человеческую психику от психики самых развитых животных, ибо оно является важнейшим компонентом в понимании личностью своего «Я», выделяющего и оценивающего собственную исключительную роль в бытии мира (Гегель). Самосознание каждой отдельной личности проявляется в виде осознания ею своих возможностей, места и роли в общем потоке жизни, в оценке личного достоинства.

Состояние самосознания фактически проявляется в способности освоения и оценивания человеком различных форм общественного сознания. Высшей формой развития самосознания личности или социальной группы людей считается философия. На уровне философского понимания «Я» самосознание выступает уже как рефлексия, то есть как уникальная способность личности или сообщества в целом мыслить себя как творца, созидателя чего-то нового. Согласно учению И. Канта, мир существует совершенно независимо от сознания, но люди «видят» и понимают его исключительно сквозь призму своего сознания.

Самосознание в мире сознания, по Канту, просто немыслимо вне сознающего внешний и свой собственный (внутренний) мир «Я». Самосознание и сознание представляют собой разные по направлению, а главное — по содержанию формы и способы психического и социального отражения и понимания бытия. Но они согласуются между собой: «Создание моего собственного наличного бытия есть одновременно непосредственное осознание бытия других вещей, находящихся во мне» (И. Кант). Самосознание и сознание — две стороны единого процесса формирования специфической сущности человека как личности. Оценочное отражение собственной «самости», или бытия «Я» (Хайдеггер), и выступает как самосознание, или восприятие субъектом своего бытия, то есть фиксирование в сознании конкретной личности существования ее «Я» (или «Эго») и осмысление ею происходящих в собственном сознании психических процессов. Развитие сознания и самосознания происходит в неразрывном единстве субъекта и объекта. Иными словами, осознание человеком окружающей среды (объекта) и самого себя (субъекта) осуществляется одновременно. При этом важно подчеркнуть, что самосознание формируется в ходе становления и развития сознания личности. Осознание собственного «Я» представляет собой продукт развития социальной деятельности и целевого общения людей. Оно является довольно поздним результатом развития сознания и в качестве своей основы предполагает реальное становление человека, выделяющего себя из окружающей среды.

Осмысление этих двух феноменов занимает центральное место в современной философии, хотя исторически они давно волновали мыслителей. Как гласит легенда, некий безымянный дельфийский оракул воззвал к мыслящему человеку: «Познай самого себя!». Сократ этот призыв сделал исходной задачей западной философской мысли. На протяжении тысячелетий сознание и самосознание рассматривались и как действенный принцип творчества людей, их созидательной деятельности, и как вечная проблема соотношения «субъекта» и «объекта», и как осознание индивидом собственного достоинства. Если сознание служит субъективным условием ориентировки в окружающем мире вещей, предметов, явлений, то самосознание становится для человека ориентировкой в жизни и деятельности собственной личности, ключом к пониманию ее духовного мира: мыслей, страстей, мотивов и т.п.

Самосознание — это, вне всякого сомнения, высший уровень развития человеческой психики. Оно имеет собственный предмет для осмысления некоего бытия, а именно — бытия феномена сознания и мышления. При этом следует иметь в виду, что самосознание по существу своего функционирования есть расширение границ и углубление сознания человека, предметом которого становится уже не только окружающая среда, но и оно само. Причем сознание как мыслительный акт обязательно присутствует в самосознании в качестве рефлексии. Иначе и быть не может. Человек осознает самого себя как субъект сознания, а также общения и действия, то есть как личность. Если сознание есть знание о чем-то внешнем, то самосознание — это знание о самом себе, или, говоря словами Гегеля, «духовный свет, обнаруживающий и себя и другое» [21]. Самосознание формируется и развивается у человека как своеобразное духовное зеркало, которое не столько отражает человеческую самость («Я»), сколько позволяет понимать себя.

Самосознание в сложном, противоречивом мире позволяет личности понимать и оценивать свои чувства, мысли и поступки, осуществлять самоконтроль и саморегулирование и тем самым брать на себя всю полноту ответственности за собственные действия и даже помыслы, ибо они всегда несут в себе общественный смысл и назначение. Самосознание — это путь осознания человеком своего «Я», то есть понимания себя как личности (общественного индивида), мотивов своего поведения, а также собственных духовных интересов и материальных потребностей, роли и положения в обществе и в мире природы. Такая направленность сознания индивида на познание своего «Я» получила название рефлексии. Рефлексия (лат. reflexio -обращение назад) — это целевая работа мысли человека, предполагающая размышление над своими же взглядами, мировоззрением, психическим состоянием, их оценка, то есть размышление над собственным размышлением. Оно начинается с познания своего физического облика и психического состояния, а затем переключается на внутренний (духовный) мир и потенциальные возможности.

Исходя из рефлекторной теории природы человеческой психики, ученый и философ И.М. Сеченов предложил свое видение самосознания личности. Он считал, что человек беспрерывно получает информацию о себе от собственного организма. Одни виды информации воспринимаются обычным путем: голос — слухом, форма тела — зрением и осязанием, а вот другие виды идут как бы изнутри организма и проявляются в сознании в виде весьма неопределенных предчувствий или бессознательных самоощущений. И только самосознание дает «человеку возможность относиться к актам собственного сознания критически, — пишет И.М. Сеченов, — т.е. отделять все свое внутреннее от всего приходящего извне, анализировать его и сопоставлять (сравнивать) с внешним — словом, изучать акт собственного сознания» [22].

Самосознание — это глубокое раздумье человека о своей судьбе и потенциале собственного «Я»: о назначении и смысле земного бытия, о нравственном и интеллектуальном наполнении сознания. Критически осмысливая себя, свои мысли, чувства, поступки и действия, личность никогда не остается безразличной к собственным выводам. Нравственная личность, с одной стороны, осуждает все дурное, а с другой — одобряет все, на ее взгляд, позитивное. Тем самым человек сознательно и целенаправленно изменяет самого себя, то есть свое «Я». Становление и развитие его самосознания проявляется как изменение определений собственной личности, как совершенствование ее регулирующей роли.

Самосознание — это показатель развитости личностной самостоятельности, гибкости мысли, утонченности чувств, неусыпности самоконтроля. Пока человек не научится относиться к себе как к объекту восприятия (и со своей стороны, и со стороны других людей), он не сможет осуществлять жесткий контроль за собственными эмоциями, словами и действиями. Ведущее место в содержании самосознания занимает усвоение личностью требований общественной морали, общественного долга, понимание смысла жизни, ответственности за собственные поступки. И.М. Сеченов писал: «Самосознание — это конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней. Оно свойственно не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, когда они поднимаются до понимания своих общих интересов и идеалов и борются за их достижение» [23]. Самосознание действительно тесно связано с феноменом, получившим название «идеал», который углубляет и расширяет смысловое пространство духовной жизни личности.

Идеал (франц. ideal — образец) предполагает осознание личностью высшего совершенства в своей жизни и деятельности. Это придает духовному процессу характер сознательно целенаправленного действия. Идеал предстает в самосознании как образец постижения и осмысления истины, добра и красоты. Он всегда нацеливает человека на созидание будущего и органически связывает последнее с жизненным целеполаганием.

Из вышесказанного следует, что идеал служит побудительным мотивом, стимулом для творческого труда и, будучи отраженным в самосознании индивида, наполняет его жизнь смыслом, является организующим началом. Он оказывает воздействие на самоформирование личности, се позитивное отношение к природе, обществу и отдельным людям. Идеал как способ специфического нравственно-этического и интеллектуального бытия в самосознании формирует прогрессивные мысли в качестве метафизической основы осмысления человеком будущей реальности и себя в ней. В раскрытии проблемы идеала как всеобщего способа целеполагающей и целенаправленной творчески активной деятельности четко и в наиболее концентрированном виде выражается философский аспект самосознания личности и общества. Философия была и остается высшим уровнем общественного самосознания. Именно она представляет жизненно важный духовный созидательный этап в формировании универсального видения человека.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *