Общественное здоровье как высшая ценность

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Общественное здоровье как высшая ценность отражает степень зрелости общества и качественный уровень развития в нем взаимосвязей и отношений, которые складываются и проявляются в деятельности больших социальных групп, коллективов и отдельных личностей. Общественные связи и отношения — это система, связывающая индивидов и их деятельность в единое, хотя и внутренне расчлененное, целое.

Понятие «общественное здоровье» далеко не новое в отечественной медицине, социальной философии и социологии, но до конца философски не осмыслено и по сей день. Оно не поддается определению главным образом потому, что сама проблема здоровья почти не разрабатывается медицинской наукой, если не считать редких обзорных работ на эту тему. Отметим, что современными специалистами было предложено около 300 дефиниций здоровья.

Медицинская наука настолько ушла в проблемы болезни, что в настоящее время теоретическая медицина однозначно ассоциируется с теорией патологии. Точно так же обстоит дело и с проблемой общественного здоровья. В иерархии общественных ценностей здоровье людей пока не рассматривается. Однако сегодня можно смело утверждать, что это есть социальноценностное понятие (интеграционное), в котором фиксируются общие свойства и признаки нормального (здорового) саморазвития сообщества людей. «Состояние общественного здоровья,

—    пишет член-корреспондент РАМН К.В. Орехов, — важнейший показатель социально-экономического, научного и культурного развития общества… Общая постановка вопроса о развитии человека как общественного существа основана, в конечном счете, на понимании того, что его общественное сознание определяется общественным бытием, а не биологическими данными. Однако при всей общей и бесспорной постановке для нас всех столь же бесспорным остается и то, что нельзя целиком отбросить влияние, связанное с биологическими, природными факторами» [8].

Однако, как и прежде, сегодня понятие «общественное здоровье» нередко отражает и выражает то, что обычно подразумевают под здоровьем населения страны, мира. За здоровьем людей по всему земному шару ведет мониторинг (лат. monitor -надзирать, предостерегать) Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). В ежемесячном журнале ВОЗ «Здоровье мира» (выходит с 1948 г.) научной общественностью обсуждаются актуальные проблемы здоровья населения. Особую тревогу сегодня вызывают экономически слаборазвитые страны, откуда может исходить опасность массовых заболеваний и эпидемий. По оценкам ВОЗ, почти четверть населения мира страдает какими-либо заболеваниями. В странах Азии и Африки процент болеющих еще больше. Глобальной проблемамой стало широкомасштабное распространение СПИДа, венерических заболеваний, туберкулеза, а также наркомании и алкоголизма.

Если здоровье каждого гражданина зависит от качества работы структур здравоохранения, а также от условий и образа жизни, окружающей среды, генетических факторов, то на состояние общественного здоровья воздействуют главным образом общее материальное благосостояние народа, морально-политическая атмосфера в стране и климат доверия людей ко всем структурам власти. Деформация общественных взаимосвязей и отношений ведет к негативным изменениям практически всех форм традиционной жизнедеятельности людей, а следовательно, и к нездоровью общества. Современная Россия сделала шаг назад в своем развитии по всем основным показателям общественной деградации. Социальное неравенство приводит к многочисленным драматическим ситуациям и даже трагедиям. Общество расслоилось на фантастичеки богатых и чудовищно бедных. Люди месяцами не получают зарплату или получают, но мизерную, а специалисты не могут заниматься любимой работой. Полуголодные дети бродяжничают и не учатся. Существенно вырос уровень заболеваемости такими белезнями, которые всегда рассматривались как «социальные язвы» (туберкулез, холера, венерические болезни и т.д.). В связи с этим многие показатели здоровья населения в России значительно снизились. Но особенно прогрессивно ухудшается здоровье молодежи: и физическое, и психическое. Одновременно резко возрастает смертность населения и снижается рождаемость.

Таким образом, общественное здоровье во многом зависит от экономических условий жизни людей, от социально-политических факторов, прежде всего от эффективности государственного управления общественными процессами в стране, а также отдельными сферами жизнедеятельности людей. О том, что произошло в России, академик РАМН Д.С. Саркисов (1924-2000) с болью писал: «Случилась небывалая в истории рекомбинация в составе верховной власти: те же морально разложившиеся первые секретари и члены ЦК компартий союзных республик в результате давно отработанных приемов борьбы за власть стали президентами новых государств, образовавшихся в результате распада СССР, а по существу, удельными князьками, сохранившими свои привычные диктаторско-бюрократические замашки. В результате этой рекомбинации примерно при том же числе элементов в верхушке власти произошли глубокие качественные изменения государственного строя: социалистический строй превратили в рыночно-базарный. В итоге этой рекомбинации народ оказался ввергнутым в бедствие, а рекомбинанты живут еще более широко, вольготно, весело и богато, чем раньше, пряча основные свои золотые запасы, ворованные у народа, в иностранных банках» [9].

Одна из характерных черт российской действительности состоит в том, что верховная власть, в которой всегда находилось место невеждам, негодяям и казнокрадам, довела страну до критического состояния, граничащего с полным распадом. Да, были трудные времена в России, но не было еще такого подлого. Вот как этот период в истории Отечества оценивает академик Д.С. Саркисов: «Во времена Сталина советские интеллигенты были глубоко несчастные люди, и легкомысленно было бы обвинять их за такое поведение тогда, когда к их виску было приставлено дуло пистолета и вопрос ставился только в одной плоскости — жизнь или смерть. Но подлость, низкопоклонство, лакейство и самоуничижение в период «перестройки», «гласности», «свободы» и «демократии», которых как никогда не было, так и не предвидится, можно объяснить только тем, что и в этой новой ситуации нужно было, не рассуждая, подпевать начальству, чтобы прокормить себя и своих близких. Нет ни малейшего сомнения в том, что вернись прошлое, наши «интеллигенты» — писатели, режиссеры, ученые-экономисты, радиокомментаторы, деятели телевидения и прочие — первыми и со всей страстью своей легко приспосабливающейся души обрушатся на вождей перестройки, гласности, свободы, демократии и рынка, порицая их за отступление от высоких идеалов коммунизма и критику Отца народов» [10].

Учитывая неблагоприятные социальные и политические условия жизни граждан России, а также недостаток средств, выделяемых государством на охрану здоровья населения, представляется весьма важным поиск эффективных путей выхода из такого драматического положения. Заметную роль в улучшении здоровья нации может и должна сыграть традиционная медицина, исторически сложившаяся система подготовки врачей, предполагающая высокое качество медицинской помощи населению. Безусловно, состояние общественных отношений в стране определяется уровнем развития производительных сил. Но нельзя не учитывать и субъективный фактор зрелости всех управленческих сфер в обществе, прежде всего в системе здравоохранения, который эффективно влияет на общественное здоровье.

Человек может сохранить свое здоровье только в специфической социально-природной среде, которая стимулирует его интерес и способность к активной созидательной совместной жизнедеятельности с другими людьми, общественными объединениями. Здоровое общественное бытие — это, собственно, та реальность, которая свидетельствует о высоком уровне и качестве жизни абсолютного большинства населения страны. Именно состояние жизни людей обусловливает, в конечном счете, социальный прогресс. А последний характеризуется витальными условиями, связанными с идеалами здорового образа жизни, а также с фактическим состоянием физического и духовного здоровья людей. Социальный прогресс определяется реальным материальным благосостоянием народа, обеспечением реальных гражданских свобод, правопорядка и общественной безопасности. Короче говоря, социальный прогресс как показатель (критерий) общественного здоровья увязывается с фактическими достижениями страны (государства) в обеспечении основных жизненных прав человека, сохранения и возвышения его личного достоинства.

На состояние общественного здоровья в России и в других странах мира воздействуют многие объективные условия и субъективные факторы. Человеческое общество, как живой организм, рождается, растет, стареет, переходит порой от здорового состояния к болезни и, при определенных условиях, выздоравливает вновь. Оно переживает кризисы, тяжелые депрессии и даже попадает в периоды безумия. Отсюда — социальные конфликты, мировые и локальные войны, проявления национализма. Более того, человечество столкнулось с глобальными проблемами, в первую очередь с экономической нестабильностью и экологическим кризисом. Короче говоря, ушедший XX век оставил людям, которые будут жить в третьем тысячелетии, тяжелое наследие.

Перечисленные нами проблемы всегда были центральными в русской философии. Вокруг них разгорались острейшие философские диспуты и политические дискуссии. Дело в том, что для сохранения общественного здоровья требовалось философское решение целого ряда важнейших методологических вопросов развития медицины. Например, какова общественная природа человека? Является ли ее основой только материальное (организменное) или же человек наделен уникальной духовной энергией и нетленной душой, которые и обусловливают все его общественные действия и поступки? Что является наиболее существенным в человеческой личности? Каким образом следует соизмерять интересы личности и коллектива, личности и общества, личности и государства в медицинской науке и практике? Какую роль могут и должны играть органы здравоохранения в обеспечении прав граждан на жизнь и здоровье?

Собственно, в связи с философским осмыслением этих и иных острых вопросов в среде русской интеллигенции в XIX веке возникло увлечение идеями социализма, ориентирующими людей на построение здорового общества социального равенства, единства людей и всеобщей справедливости. Многие русские, посетившие тогда страны Запада, заявляли, что монархическая власть и господство буржуазии не способны обеспечить материальное благосостояние народа, а значит, физическое и духовное здоровье всех членов российского общества. А.И. Герцен, проведший половину своей жизни в эмиграции и прекрасно знавший реальные условия жизни в западных странах, с горечью писал, что в буржуазном обществе правом на здоровый образ жизни обладает лишь тот, кто имеет тугой кошелек. Неимущий же свободен только умирать с голоду. Кстати говоря, противниками буржуазного устройства общества были не только сторонники социалистических идей, но и славянофилы, а также их более поздние последователи — Ф.М. Достоевский, А.А. Григорьев, Н.Ф. Федоров, Л.Н. Толстой и многие другие русские мыслители.

Наиболее тесно с идеалами социализма были связаны все материалистические учения, популярные в России. В частности, материализм передовых медиков-мыслителей отражал наиболее прогрессивные тенденции мирового общественного развития того времени — связь через естествознание с прогрессом производительных сил и борьбу против засилия религии в обществе. Нет ничего удивительного в том, что большинство представителей интеллигенции сочувственно относилось к идеалам социализма и коммунизма, а активная часть даже боролась за социалистические преобразования. Что же касается начала и середины XX столетия, то в это время, как известно, все перечисленные проблемы получили не только социальнофилософское осмысление, но и некое практическое разрешение. Однако серьезные теоретические просчеты и политические деформации способствовали деградации общественного сознания. Это и привело в итоге к общественному шоку, а затем и к тяжелому общественному заболеванию.

Со временем общественные взаимоотношения и взаимосвязи должны приобрести зрелый, устойчивый характер, а личность — предстать здоровой «совокупностью всех общественных отношений» (Маркс). Уже то обстоятельство, что любое общество представляет собой живую систему взаимоотношений людей, развивающуюся на своей собственной основе, никогда не отвергавшееся практически никем из мыслителей прошлого и настоящего, свидетельствует о научности данной концепции. Более того, одним из теоретических достижений науки прошлого века можно считать формирование представления об обществе, которое с необходимостью должно стать зрелым, самодостаточным и здоровым социальным организмом. Речь идет о некой системной характеристике общества как определенной целостности, объединяющей людей и характеризующейся высокоразвитыми материальными и духовными связями и отношениями.

Даже в зрелом буржуазном обществе может возникнуть болезненное состояние, характерное, кстати, и для каждого отдельно взятого человека. Оно связано с общественным явлением, получившим название «отчуждение». Разработанное еще Г. Гегелем, понятие «отчуждение» выражает то, что весь мир (природа, вещи, окружающие люди) становится абсолютно чуждым индивиду. Это состояние в обществе К. Маркс и назвал болезненным, ибо оно есть утверждение превосходства цивилизации над первобытным (природным) состоянием человека. Согласно Марксу, отчуждение разлагает и извращает все общечеловеческие ценности. Различные сферы жизни человека (экономическая, социальная, политическая и моральная) не связаны друг с другом, «каждая… фиксирует особый круг отчуждений сущностной деятельности и каждая относится отчужденно к другому отчуждению» [11]. При обсуждении марксистской концепции отчуждения определенный интерес представляет сущностная близость данного феномена и проблем личного переживания физического или психического заболевания. Именно поэтому медицину в известном смысле следует рассматривать как составную часть единой общественной системы, как самостоятельную (автономную) системную организацию в конкретном обществе.

Общественные связи и отношения в сфере медицины носят объективный характер, поскольку возникают на основе естественной потребности людей в улучшении личного здоровья, поддержании здорового образа жизни. А здоровый образ жизни формируется вместе с созданием благоприятных социально-экономических условий, атмосферы политического спокойствия и уверенности в завтрашнем дне, что, собственно, и способствует активизации жизнедеятельности граждан. Такую здоровую ситуацию в стране призваны создавать все общественные силы, но прежде всего политики и медики. Сфера медицины -это область особых, уникальных социально-экономических связей, политических, морально-этических отношений, складывающихся в ходе различных мероприятий по сохранению здоровья людей и борьбы с разного рода болезненными состояниями в обществе. Современное российское общество нуждается в хорошей медицине, и государство не может не относить ее поддержку к числу особо приоритетных социально-экономических и морально-политических целей и задач.

Целевая государственная политика в области здравоохранения и медицинский менталитет представляются ныне как наиважнейшие факторы социального прогресса, связанного с проблемами сохранения физического и духовного здоровья не только каждого гражданина, но и общества в целом, поддержания его высокого морального тонуса. Любое общество, будучи исторически самодостаточным, призвано постоянно заботиться о своем собственном здоровье. Оно должно искать пути гармоничного функционирования всех общественных структур (институтов и учреждений, органов и организаций) и одновременно думать о перспективах дальнейшего их развития. Причем в процессе общественного самосовершенствования заложены прямая взаимосвязь и взаимозависимость. Нельзя успешно двигаться вперед, не имея хорошо укрепленных тылов — достаточно высокого уровня экономической зрелости, политической мудрости и культурного развития медиков. С другой стороны, без ясного видения основных контуров общественного бытия всеми гражданами страны нормальное (здоровое) функционирование современных общественных структур весьма затруднительно.

Таким образом, дальнейшая судьба общества в принципе зависит от культурного уровня всего населения. Если граждане не осознают это и не созидают в настоящем материальные и духовные плацдармы для будущего развития общества, то последнее уже тяжело больно. К примеру, драма постсоветской России состоит именно в том, что так называемые «демократы» довольно много внимания уделяли борьбе с социалистическими завоеваниями, утверждению рыночных отношений и совсем не осмысливали новые возможные модели будущего общества. Движение же назад, к капитализму, по сути, завело Россию в тупик, а людей ввергло в духовную депрессию и физическое страдание.

Заметим, что общественное здоровье складывается относительно самостоятельно. Оно не только не подчиняется внешним детерминантам, но имеет свою внутреннюю логику становления. Немаловажное значение имеет, к примеру, качество управленческого профессионализма в сфере организации здравоохранения. Представляется, что сегодня именно компетентное управление общественным здоровьем сможет стать эталоном социального прогресса в России. Только на путях совершенствования всех институтов государственной власти, но особенно здравоохранения, возвышения медицины как общекультурной ценности можно решить задачу достижения страной уровня так называемой мировой цивилизации. Сегодня это расценивается как глобальная проблема человечества, которую следует незамедлительно решать.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *