Философия общества.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Философия общества.

Философия общества предполагает метафизический анализ социальной реальности, в частности стремление к умственному раскрытию объективных общественных связей и отношений между людьми, осмыслению их места и роли в мире вещей, предметов, явлений, а также к выявлению новых связей и отношений, которые складываются между ними.

Философия общества.

Философия общества предполагает метафизический анализ социальной реальности, в частности стремление к умственному раскрытию объективных общественных связей и отношений между людьми, осмыслению их места и роли в мире вещей, предметов, явлений, а также к выявлению новых связей и отношений, которые складываются между ними. Философия общества как способ его осознанного понимания людьми развивается в виде раскрытия самосознания различных социальных групп и слоев населения. Она делает ясным то, что до определенного момента было призрачным. Это некая строгая система абстрактных понятий, объясняющих объективный ход исторических событий, раскрывающих причины и механизмы установления и поддержания общественного порядка. Это совокупность принципов организации межличностного и социального общения, укрепления мо-рально-правового порядка в государстве, защиты интересов всех граждан страны и мира. Это стремление к пониманию естественных процессов функционирования конкретных социальных связей и отношений в обществе как живом организме, предвидение их качественных изменений. Это, наконец, ключ к пониманию того, что люди созданы для достойной жизни в обществе.

Важнейшими целями и задачами социальной философии являются обнаружение внутренних (объективных) импульсов, инициирующих процесс самоорганизации общества, анализ сочетания закономерного и случайного, личностного и общественного. Чтобы понять феномен общества как живого организма, необходимо ясно представить себе ментальное состояние человека как разумного существа и одновременно как социальной единицы. Надо разобраться в причинах и тенденциях, объединяющих очень разных людей в сложную систему взаимосвязи – общество как целостное образование, находящееся в агрегатном состоянии, позволяющем каждому человеку свободно выполнять собственные функции жизнедеятельности. Так, во всех сложных технических агрегатах, подобных часам или унифицированным узлам машин, четко реализуются определенные функции взаимодействия всех отдельных частей и элементов. Выход из строя хотя бы одного из них ведет к нарушению ритма работы вего агрегата или даже к его остановке. То же самое происходит и в живом общественном агрегате, все структурные единицы которого (органы, организации, институты, объединения и т.д.), позволяющие людям полнее реализовывать свои способности и удовлетворять материальные потребности и духовные интересы, должны выполнять собственные функции, гармонично взаимодействуя между собой.

Человеческое общество – это целостный живой организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность разнообразных связей и отношений – таких, как производственные, экономические, финансовые, классовые, национальные, семейные, духовные. Исходя из этого, выделяют следующие формы общественного сознания: мораль, политика, философия, право, наука, искусство, религия, и т.д. Все эти грани единого целого, живущего по объективным законам, внутренне взаимосвязаны и взаимозависимы. Выдающийся русский религиозный философ Вл. Соловьев, рассматривая общество в качестве «расширенной личности», понимал последнюю как сферу средоточия всеобщих интересов. Главным призванием личности должно быть освобождение человечества, ограждение его от проявления различных форм зла. А это значит, что человеческая личность всегда должна стремиться выполнять теургическую роль (греч. theurgia – божественное действие) в обществе. Последнее, ограничивая личные свободы людей определенными нормами и правилами, исходит в принципе из интересов людей, правда, далеко не всех. Поэтому некоторые современные философы (экзистенциалисты, персоналисты, позитивисты и др.) искренне убеждены, что общество больше причиняет вреда индивиду, чем приносит ему пользы.

Один из представителей экзистенциализма А. Камю писал, что человеку сужено вечно нести «крест несчастья и факел надежды», «улучшать в мире все, что может быть улучшено». «Но и после этого, – продолжает мыслитель, – даже в самом совершенном обществе, будут умирать невинные дети. При всем желании человек способен лишь арифметически уменьшить количество горя в мире. Но несправедливость и страдания останутся, и, сколь бы ограничены они ни были, они не перестанут быть причиной соблазна. Вовек не умолкнет “отчего?” Дмитрия Карамазова» [3]. А вот для марксистов, напротив, общество -это естественное условие движения человека к самореализации. И как бы ни было велико зло, порожденное законами того или иного общества, оно все равно остается необходимым условием для формирования и развития личности индивида. «Хорошее общество», согласно К. Марксу, тождественно обществу культурных, нравственно воспитанных, физически и психически здоровых людей, то есть всесторонне развитых, здравомыслящих и продуктивных личностей.

Чтобы лучше понять, как действует, образно говоря, «общественная машина», слагаемая из множества психофизиологических и социально-духовных комбинаций в единое целое в процессе частной жизнедеятельности людей, находящихся в определенной независимости друг от друга, следует уяснить характер объективных условий и субъективных факторов интеграции естественных потребностей и духовных интересов индивидов. Жизнь каждого конкретного человека всегда слагается из функционирования его организма и деятельности его личности как части общественного агрегата. При этом целостная жизнедеятельность человека в природе и обществе определяется степенью сознания им своей ответственности, а также его активностью в природной среде и в сфере материальной и духовной культуры, где, собственно, и складывается его личная судьба. Речь идет о том, что в своей жизнедеятельности человек лично оценивает отношения между людьми, социальными коллективами, а также состояние духовного мира, в котором аккумулируются индивидуальный опыт и общественно-исторические традиции поколений. Объединение людей в единое целое (живой социальный организм) осуществляется по многим объективным причинам: материальным, духовным, политическим, морально-этическим.

В свое время К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали: «Историю можно рассматривать с двух сторон, ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга» [4]. Зависимость человека от природы и общества предстает в виде проблем, связанных с характером производства продовольствия, энергии, сырья и т.д. Неоправданное смещение философских акцентов с природы на общество в единой системе бытия приводит к тому, что люди, калеча во имя общественных интересов природу, калечат и себя, но прежде всего свое общественное здоровье.

Для компетентного управления всеми процессами общественного развития необходимо их тщательное изучение, научное исследование, которым занимаются многие общественные науки, в том числе политология. Объектом этой философской науки являются политические отношения и связи, объективно складывающиеся в обществе в целом, а также между общественными организациями, партиями, отдельными гражданами в самых разнообразных жизненных проявлениях. Предметом же политологии являются объективные условия функционирования общественного 6ытия, правовые и моральные факторы возникновения и развития политической сферы общественной жизни и деятельности людей.

Нередко от людей приходится слышать, что они живут вне политики. Это глубокое заблуждение, ведь человек существует в обществе, а последнее всегда политизировано. Следовательно, каждый член социума оказывается изначально включенным в политику. Людей же, которые сознательно и добровольно возлагают на себя ответственность за судьбу государства, за жизнь народа или какой-либо его части, принято называть политиками. Они вступают на стезю такой общественной деятельности, которая тесно связана с различными параметрами государственной власти, ведущей их к участию в управлении государством. В свое время К. Маркс обратил внимание на то, что любая, даже незначительная, общественная проблема приобретает политический характер, если ее решение прямо или опосредованно связано с проблемой власти [5].

Перед социальной философией и политологией стоит множество непростых задач по критическому осмыслению и переосмыслению сути и смысла политики. При этом главными являются содержательные аспекты основных морально-политических и правовых ценностей – таких, как социальная справедливость, свобода, гражданская ответственность, всеобщее благо и т.д. Перед политологией как философской дисциплиной стоит задача поиска ответов на вопросы о целесообразности и правомерности взаимодействия власти и политики, об управлении и насилии, о революции и реформах и т.д. Она занимается объяснением основных принципов политической жизни (патриотизм, права личности, классовая солидарность, борьба и др.), а также раскрытием смысла и значения политических акций – таких, как сопротивление, забастовка, политический компромисс и т.д. Социальная философия и политология решают проблемы осмысления сути гражданского общества, демократии, социально ориентированной рыночной экономики, общественного здоровья и т.д.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *