Политическое мировоззрение и идеология.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Политическое мировоззрение и идеология.

Политическое мировоззрение и идеология как духовно-социальные течения в общественной мысли органично взаимосвязаны между собой и даже неотделимы друг от друга. Политическое мировоззрение есть не что иное, как система ценностей, отражающая в сознании людей объективные связи и отношения, которые складываются в том или ином обществе.

Политическое мировоззрение и идеология.

Политическое мировоззрение и идеология как духовно-социальные течения в общественной мысли органично взаимосвязаны между собой и даже неотделимы друг от друга. Политическое мировоззрение есть не что иное, как система ценностей, отражающая в сознании людей объективные связи и отношения, которые складываются в том или ином обществе. В результате философского осмысления сути государственной власти и характера общественно-политической деятельности людей личность осознанно «приспосабливает» познание мира общественного бытия к своим интересам и жизненным позициям, планам и идеалам. Таким образом, объективные знания об обществе превращаются в субъективные политико-мировоззренческие позиции различных общественных классов, социальных слоев, групп. Политическое мировоззрение, будучи теоретически выраженным знанием, становится идеологией, то есть рационально осознанным интересом. В общественном сознании наряду с политическим мировоззрением важное место занимает и идеология, которая предполагает теоретическое отображение группового или общественного интереса. Поэтому главнейшей задачей управленческих структур является выработка государственной идеологии и обеспечение развития общества в соответствии с ней.

Учение об идеологии разработано относительно давно, мыслителями VIII века — врачом Пьеро Кабанисом (1757-1808) и экономистом Детюстом де Траси (1754-1836). Соответствующим термином они обозначили систему социальных идей и идеалов, которые порождаются чувственным опытом. Именно эти идеи, по их мнению, теоретически отражают самые глубинные интересы и потребности больших общественных групп. Поэтому социальная философия и все гуманитарные науки в разной степени идеологичны из-за своей мировоззренческой и аксиологической направленности. Социальная философия, будучи единственной гуманитарной дисциплиной, которая исследует и оценивает всю смысловую сферу жизни и деятельности больших групп людей, на теоретическом уровне характеризует главные тенденции общественной деятельности разных общественных групп, эффективно влияя на выработку и закрепление в общественном сознании морально-политических ценностей и нравственно-этических норм общественного поведения. Вместе с политологией воздействуя на содержание всех идейно-воспитательных процессов в обществе, социальная философия стала высшим интеллектуальным генератором идеологии и политики во всех сферах жизни, в том числе и в сфере медицины.

Та идеология, которая философски рассматривает все политические изменения в обществе как социально-культурные процессы, позволяет понять фундаментальные причины происходящих событий в разных общественных сферах. Будучи относительно самостоятельной, она оказывает активное обратное воздействие на философское сознание, на развитие других форм общественного сознания — права, морали, искусства и т.д. Однако главное ее назначение состоит в том, чтобы придавать всем формам общественного сознания ясную классовую определенность, социальную позицию, предельно четко подчеркивая корпоративный интерес, который идеология порой выражает даже сильнее, чем наука стремится к истине. Пожалуй, именно это обстоятельство и обостряет борьбу между философией и различными политическими учениями. Так, еще русский философ и медик Л.Е. Оболенский (1845-1906) в начале XX века писал, что «эта борьба компрометировала философию, давая возможность думать, что там, где нет единства, где вечные разделение и вражда, там не может быть силы, не может быть истины» [8]. Но дело не в самой идеологическойборьбе, а в формах ее ведения, которые зачастую представлены не теоретическими диалогами, а кровавыми столкновениями.

Идеологическая борьба в принципе исторически неизбежна. Она будет вестись до тех пор, пока человечество будет раздроблено на множество различных социальных групп, каждая из которых имеет собственные интересы и ценности и отстаивает свое право если не на господство в обществе, то, по крайней мере, на сосуществование с другими в свободном и толерантном человеческом общежитии. В первом случае представители той или иной идеологии добиваются полного вытеснения всех других духовных ценностей, а во втором — допускают сосуществование разных ценностных структур. Очень часто в обществе осуществляется массовое идеологическое воспитание и перевоспитание граждан, а иногда носителями идеологии становятся небольшие группы людей. Без объединяющей идеологии общество является конгломератом индивидов, объединенных условными связями. История культуры свидетельствует об огромной роли идеологии в жизни человечества. И в наши дни интересы обеспечения благополучного будущего вынуждают людей все больше считаться с ней.

Само понятие «идеология» за двести лет своего существования, естественно, претерпело немало качественно-смысловых изменений, но основы ее остались прежними и даже прочно укоренились во всех формах общественного сознания. Речь идет о теоретически систематизированном групповом интересе. Такой интерес связан с общественной природой человека, которая имеет отношение к удовлетворению естественных человеческих потребностей: материальных и духовных. Идеология, воздействуя практически на все формы общественного сознания, защищает особые интересы различных социальных групп. Таким образом, в наше время под идеологией понимают совокупность тех общественных принципов, мыслей и идей, которые в теоретической форме закрепляют корпоративный интеpec, пронизывающий все без исключения формы общественного деяния, но особенно политику.

Все профессиональные идеологии, независимо от их целевой направленности, имеют ярко выраженный субъективный характер по причине закрепления в них различных интересов реальных общественных и политических сил в контексте их философско-мировоззренческого измерения, что, несомненно, сказывается и на#характере идейно-политического влияния на сознание граждан и общественные движения. Идеологии всегда защищают интересы, которые неформально объединяют людей в конкретные сообщества: партии, организации, движения. При этом стоит подчеркнуть, что такое объединение далеко не всегда осуществляется исключительно по классовому признаку (хотя в классовом обществе он определяющий), но и по научному, и по производственному, и по религиозному. Так, Блез Паскаль (1623-1662), французский ученый, философ, еще в XVII веке, размышляя о непримиримых воззрениях сторонников различных религий, обнаруживает, по сути, идеологическое состояние сознания: «Все люди по природе своей ненавидят друг друга. Они как могли использовали свои страсти, чтобы заставить их служить общественному благу. Но это только притворство и подделка под милосердие…» [9].

Идеология, будучи весьма конкретной по содержанию, всегда емко отражает все новые социальные подвижки в культуре: искусстве, науке, медицине, политике, воспитании. Невзирая на естественное и неизбежное бытие идеологии в общественной жизни людей, отношение к ней далеко не всегда является адекватным и однозначным, варьируя от восторженного до ненавистного. В связи с этим возникает ряд вопросов. Почему, например, в 60-е годы провозгласили конец идеологии, а в 80-е воззвали к ее восстановлению? Отчего в середине 90-х (с распадом СССР) в России идеология была фактически запрещена, а в настоящее время все громче звучат призывы создать единую государственную идеологию? Есть только один ответ на эти непростые вопросы. Дело в том, что речь все время шла о противоборстве разных идеологий: буржуазной и социалистической, то есть о соперничестве индивидуализма и коллективизма. Идеология, являясь теоретическим оформлением общественных взглядов, мыслей, идей, позиций больших групп людей, отражающих их наиболее значимые интересы, получила философское обоснование через оценку системы морально-этических ценностей, господствующих в обществе с той или иной формой собственности.

Здесь стоит вспомнить мысли Г.В. Плеханова, идеолога и основателя российской социал-демократии. Он еще в 80-е годы XIX века на базе осмысления неразвитости русского капитализма сделал вывод о весьма отдаленных перспективах социалистического строительства в России. В.И. Ленрн как идеолог социализма также считал, что никакие исторические особенности России не избавят ее от действия социально-экономических законов, открытых К. Марксом. Поэтому даже после свершения Октябрьской революции В.И. Ленин прекрасно понимал, что она не дала и не могла дать возможности немедленного перехода к социализму. Возникла необходимость в длительном переходном периоде государственного капитализма. Ленин доказывал, что госкапитализм сохраняет крупное производство, обуздывает частный капитализм, являясь противоядием в борьбе с анархической стихией рынка, и тем самым содействует государственному управлению экономикой.

Как известно, идеология эволюционного преобразования России с разрушенной Первой мировой, Гражданской войнами и Интервенцией экономикой в социалистическую страну нашла свое выражение в новой экономической политике. Перед партией коммунистов встала задача спасения России от последствий прогнившего абсолютизма. Решить ее можно было лишь путем следования через госкапитализм и демократизацию власти. В.И. Ленин предупреждал, что этот естественный ход развития страны может пресечь бюрократия. К сожалению, так и случилось. В стране был действительно построен социализм, но не научный и не государственный (как порой говорят), а административно-бюрократический. Партийно-советская власть в стране настолько обюрократилась и оторвалась от народа, что практически никто не встал на ее защиту в августе 1991 года.

Идеология, пронизывая своим содержанием как государственную политику, так и все формы общественного поведения, является жизненно необходимым структурным элементом власти. Более всего она проявляется в сфере общественного воспитания, образования и здравоохранения. Поэтому необходимо не избегать идеологии, а формировать ее на базе передовых политических интересов. Она должна вобрать в себя комплекс прогрессивных идей о социальной природе человека и общества, отражая социальные интересы его большинства. Кроме того, в единой государственной идеологии России должны обязательно выражаться социальные интересы отдельных групп населения, особенно сообществ специалистов в различных областях научной и практической деятельности.

Идеологически направленное развитие общества и отдельных его структурных форм не может обойтись без соответствующей системы государственного управления.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *