Общественно-политическая культура.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Общественно-политическая культура.

Общественно-политическая культура рассматривается многими философами преимущественно как некое духовное явление, унаследованное из прошлого опыта общественной жизни и органично связанное с политическими ориентирами и навыками населения. Воздействуя на разные сферы духовной жизни людей, их социально-экономические, морально-этические, культурно-эстетические, исторические взгляды и позиции, общественно-политическая культура способствует гармонизации связей и отношений между членами общества.

Общественно-политическая культура.

Общественно-политическая культура рассматривается многими философами преимущественно как некое духовное явление, унаследованное из прошлого опыта общественной жизни и органично связанное с политическими ориентирами и навыками населения. Воздействуя на разные сферы духовной жизни людей, их социально-экономические, морально-этические, культурно-эстетические, исторические взгляды и позиции, общественно-политическая культура способствует гармонизации связей и отношений между членами общества. Поэтому данный вопрос тесно связан с проблемой практической активизации граждан страны в силу их естественной приверженности конкретной государственно-политической системе, ее нравственно-идеологическим принципам, то есть условиям морально-этической вовлеченности в общественно-политическую жизнь в результате их способности и готовности предоставить признанной государственной власти все свои физические возможности и интеллектуальные ресурсы.

На уровень общественно-политической культуры широких народных масс и отдельных граждан указывает характер их политической активности. Еще в V в. до н.э. знаменитый афинский политический деятель и мыслитель Перикл (490-429 до н.э.) говорил: «Не многие способны быть политиками, но все могут оценивать их деяния» [13]. Древнегреческая демократия была бы в принципе невозможна без развитой общественно-политической культуры большинства граждан, высокой гражданской активности масс, что, в свою очередь, требовало от философов и политиков постоянного совершенствования государственной идеи. Философия древних греков и римлян, провозгласив торжество логоса (греч. logos — мысль, разум, закон), использовала общественно-политическую культуру как универсальный способ решения многих жизненных проблем и определения нового, более прогрессивного политического курса в строительстве гражданского общества.

Действительно, без общественно-политической культуры немыслим прогресс в государстве. На разных исторических этапах государственной эволюции она играла чрезвычайно важную роль. Однако сам термин «политическая культура» появился сравнительно недавно — только в XVIII веке, благодаря философу И. Гердеру (1744-1803). В широкое же употребление он вошел лишь в середине XX века. Общественно-политическая культура как особое духовное явление в жизни человеческого сообщества не могла появиться раньше, чем возникли необходимые для этого условия. Она стала отражать систему гражданских взглядов, установок политического сознания какого-либо лица, той или иной эпохи, общие представления о типах и формах государственной власти. В настоящее время в содержательную структуру общественно-политической культуры включаются политические интересы, знания и убеждения, социальные ориентации, нравственные оценки общественных явлений, признанные в стране политические нормы, традиции, а также навыки, умения и опыт государственного управления. Современные философы и политологи утверждают, что для истинной политики характерна высокоразвитая культура, порождающая гражданское творчество масс.

В чем же, собственно, заключается суть этой культуры, каковы ее основные признаки и параметры в повседневной жизни людей? Каковы условия и предпосылки ее возникновения? Как она складывается, из каких элементов состоит, в чем заключаются ее общественные функции? Вот часть вопросов, на которые ищет ответы большинство мыслящих граждан. Ответ же находится в содержании самого общественного явления, которое на протяжении тысячелетий называют политикой. Последняя представляет собой весьма специфический культурный феномен общественного бытия, обладающий признаками науки, искусства и практического действия. Еще Платон под политикой понимал особое искусство объединения людей и управления ими. Она составляет часть общей культуры, без которой немыслима жизнь человеческого общества. Стало расхожим следующее утверждение: политика — это искусство достижения возможного. Это умение людей с разными взглядами, интересами и потребностями существовать совместно, достигая государственного порядка.

Область политики распространяется на весь спектр государственно-управленческой деятельности и на весь комплекс общественных институтов, обеспечивающих нормальные взаимоотношения политических партий и общественных организаций, избирательную систему, механизм принятия политического решения, то есть практически на весь общественный процесс. Такой подход приближает к пониманию смысла общественно-политической культуры как уникального духовного состояния страны и ее граждан. Это состояние прежде всего демонстрирует принципиальное согласие общественно-политических организаций и большинства граждан с целями, задачами государственной политики и средствами их достижения, а также гражданский прагматизм и готовность к разумному компромиссу. Поэтому политическую культуру нередко отождествляют с политической сознательностью.

В современном содержании общественно-политической культуры органически слились в некую целостность общечеловеческая культура, морально-этическая и социально-правовая направленность всех форм общественного сознания, духовная зрелость народа, а также разумная государственная политика. Нельзя не отметить и принципиально новое обстоятельство: общественно-политическая культура стала вбирать в себя традиционные интернациональные параметры совместной жизни людей наряду с политическими принципами и нормативами государственной доктрины, характер и содержание которой определяют стиль общественного управления. С другой стороны, политическая сознательность самих людей, то есть достаточно высокий уровень морально-политического осознания ими новой, современной концепции общественного развития, усвоения конституционных требований к гражданам и их прав, юридических законов, овладения искусством гражданского общежития, позволяет властям, государственным органам осуществлять действия по установлению и поддержанию гражданского порядка в стране. Сегодня общественно-политическая культура является наиважнейшей составляющей частной жизни и деятельности граждан. Она, как правило, определяет состояние нравственной атмосферы в обществе и климат свободомыслия.

Формирование общественно-политической культуры людей осуществляется в едином потоке развития гражданского общества и каждого его члена в соответствии с социально-экономическим и политическим развитием страны, духовным и общекультурным состоянием общественного бытия. Французский просветитель и философ Ж.-Ж. Руссо, названный И. Кантом ньютоном нравственности, придерживался весьма парадоксальной позиции, ибо всю ответственность за аморальность в обществе он возлагал не на социальную несправедливость, не на политическое неравенство, а на культуру: науку, литературу, искусство, которые, по его мнению, являются «провокаторами» общественных пороков. Однако при этом он был убежден, что все зло исходит от частной собственности, развращающей людей, порождающей насилие, ведущей к порабощению человека человеком: «Первым, кто напал на мысль, огородив участок земли, сказать: ’’это мое» и нашел людей, достаточно простодушных, чтобы этому поверить, был истинным основателем гражданского общества. От скольких преступлений, войн и убийств, от скольких бедствий и ужасов избавил бы род человеческий тот, кто, выдернув колья и засыпав ров, крикнул бы своим ближним: «Не слушайте лучше этого обманщика, вы погибли, если способны забыть, что плоды земные принадлежат всем, а земля — никому!»» [14].

Позже эту мысль продолжили К. Маркс и Ф. Энгельс в «Святом семействе». «Должно не наказывать преступления отдельных лиц, — настаивали новые философы, — а уничтожить социальные источники преступления и предоставить каждому необходимый простор для его насущных жизненных проявлений. Если характер человека создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными». Стоит отметить, что все общественно-политические идеи (в том числе самые безумные) зарождаются в головах обществоведов, политиков, а потом уже становятся достоянием общества. При наличии общественно-политической культуры все они проходят проверку в умах и делах масс и только после этого становятся частью государственной политики.

Таким образом, общественно-политическая культура — это реализация в повседневной жизни людей социально ориентированных мыслей, идей, знаний, морально-этических принципов, это способ общественного поведения субъектов в конкретной исторической системе общественно-экономических отношений и в конкретной политической реальности.

Общественно-политическая культура вбирает в себя зафиксированный в общечеловеческом сознании, традициях и обычаях народов, в законах страны морально-политический опыт общества, его классов, социальных групп, трудовых коллективов, индивидов, понятия и представления о политических отношениях, а также способность самостоятельно и здраво судить о протекающих в стране и мире процессах, занимать при этом активную жизненную позицию, выражающуюся в конкретных общественно-политических действиях. Одним из наиболее известных признаков общественно-политической культуры людей считается их творческое мышление. Другим важнейшим признаком является толерантность, или терпимость к своим оппонентам, иным мнениям, позициям, верованиям и т.п. Толерантность — это личностное качество, характеризующее гуманное отношение человека к интересам, убеждениям, привычкам и поведению других людей. Выражается она в искреннем стремлении достичь взаимного понимания и согласования разных интересов без применения даже малейшего насилия. Ее морально-этическая ценность неизмеримо возросла в современных условиях, когда плюрализм мнений и диалог различных политических сил, движений, партий фактически стали нормой.

Весьма важным признаком общественно-политической культуры становится доскональное знание и, конечно, исполнение всех требований Конституции и юридических законов. Именно они утверждают характер и образ политических взаимоотношений, которые складываются между субъектами власти и объектом управления. Общественно-политическая культура не приходит к людям извне. Она формируется внутри них благодаря накоплению жизненного опыта, а также всего того, что дает человеку система гражданского воспитания, которое, кстати, имеет очень древние корни. Еще в споре Сократа с Протагором о возможности обучения граждан политической мудрости в центре внимания было сократовское сомнение: а нужно ли обучать людей гражданской добродетели (политической культуре)? «Верно ли я понимаю твои слова? — обращается Сократ к Протагору. — Мне кажется, ты имеешь в виду учить искусству государственного управления и обещаешь делать людей быть хорошими гражданами». После утвердительного ответа Протагора Сократ замечает: «Я полагаю, Протагор, этому искусству нельзя научиться…» [15].

Протагор же приводит свой аргумент: «Если бы, например, в каком-либо государстве все граждане должны были быть флейтистами, то всем нужно было бы преподавать это искусство. Некоторые сделались бы отличными флейтистами, многие были бы хорошими флейтистами, некоторые граждане были бы посредственными, а немногие были бы, может быть, и плохими; все, однако, обладали бы известной долей умелости в этом искусстве; но могло бы очень хорошо случиться, что сын виртуоза все же был бы плохим флейтистом, ибо выдающиеся качества зависят от особенных талантов и особенно хороших прирожденных способностей. От очень умелого флейтиста могли бы произойти очень неумелые, и наоборот, но все граждане знали бы кое-что в искусстве игры на флейте, и все, наверное, бесконечно превосходили бы тех, которые совершенно невежественны в нем и не обучались ему. Точно так же все, даже самые дурные граждане разумного государства все же лучше и справедливее по сравнению с гражданами государства, в котором, одним словом, нет никаких судов, законов, в котором отсутствует всякое образование, нет никакой необходимости воспитывать их к законности. Этим превосходством они обязаны обучению в их государстве» [16].

В известном смысле компетентная политическая власть в стране является идеалом государственного устройства. Это самоочевидно и не подлежит сомнению. Однако установление на практике такой власти весьма затруднительно по причине невысокой общественно-политической культуры народа, да и самих власть предержащих. Так, к примеру, российская общественно-политическая культура проявляет сегодня стойкую неспособность к гармонизации общественного порядка. Вместо того чтобы прийти к внутренней политической и морально-этической мобилизации, российское общество находится в глубочайшем кризисе. Пышным цветом расцвела экономическая и политическая мафия. Произошло сращивание теневых и государственных структур. Страной фактически управляют коррупционеры и номенклатурная бюрократия. В итоге налицо падение нравов и разгул преступности, заказные убийства, утечка за границу национальных капиталов, обострение гражданских конфликтов.

Современное общество значительно отличается от всех предшествующих качеством жизни, усложнением уровня общественно-политической культуры, углублением всех внутренних связей, а также нарастающей зависимостью от действия внешних (природных и космических) сил. Поэтому статус нового общества состоит не только в функциональном характере новых принципов его бытия, но и в развиваемой концепции «человеческого измерения» жизни. Человек теперь мыслится не только как неотъемлемая мельчайшая часть мироздания, непосредственно подчиненная его законам, но и как некая «малая флуктуация», роль которой непрерывно возрастает под влиянием культурной информации. Нарастающая сила глобального потока информационного обмена между людьми порождает новый тип общественно-политической культуры, в которой вся информация подлежит классификации, унификации в целях ее наибольшей компрессии и повышения эффективности при передаче от человека к человеку — в процессе общения или через средства массовой информации.

Во второй половине XX века человечество претерпело существенное качественное изменение: оно вошло в совершенно иное цивилизационное состояние, вступило в новую историческую эпоху, дорогу которой проложили культура и образование, наука, а также использование новейших информационных технологий. Это принципиально новое явление в социокультурной жизнедеятельности людей привлекло внимание многих современных ученых, в том числе философов, социологов и политологов. После серьезных дискуссий по поводу глобального переворота в области информационных структур, технологий и телекоммуникаций современная эпоха получила название «информационное общество». Авторами концепции такого общества являются авторитетные на Западе ученые О. Тоффлер и Ю. Хаяши.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *