ТЕМЫ ВОПРОСОВ ПО ФИЛОСОФИИ

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Истоки либерализма

Консенсусный и в то же время соревновательный характер демократии определяет ее условия — сотрудничество, участие, элементарные гражданские качества: доверие, равенство, право, закон, долг, исполнение обязанностей, гражданская и деловая ответственность. Этим качествам и отвечает идеология либерализма.

Такие качества и функции от античных времен до нас почти не дошли. Они воссоздавались в средние века и именно в городе. Там они преодолевали тип политической организации родоплеменного и феодального общества, основанной на личных, кровных отношениях, личной преданности, верности клятве и т.п.

В этой же демократической среде ее политическая организация стала школой дальнейшего всеобщего развития демократии и либерализма. Объединению этих начал мешало другое начало политики — геометрия фигур и политических форм, возникновение и движение иерархии, вертикальных отношений господства и подчинения.

Либерализм включал не только согласие, но и договорность, что не исключало столкновения и борьбы мнений, проблемы альтернатив, выбора решений. Именно это движение исключает иерархия форм и фигур, геометрия господства. Можно сказать, что общество долго не могло созреть до либеральных отношений, как и до демократии. Феодальная геометрия политики и власти, ее «готическая» архитектоника тормозила это созревание и прямо противостояла ему.

Геометрическим фигурам политики либерализм противопоказан, если он не связан органично с арифметикой массовых демократических процессов. Выбор для иерархической структуры возможен из нескольких вариантов:

  1. не допустить вообще массовых процессов (участия в политике — абсолютистское и самодержавное российское решение);
  2. сделать массовое участие в политике организованным сверху и подчиненным вертикальному управлению из центра — авторитарный и тоталитарный выбор;
  3. допустить самоорганизацию массовых политических процессов и их самоуправление, т.е. их демократический вариант, и согласовать с ними геометрию управления — вариант античной и современной демократической государственности. Он органически включает либеральную основу отношений и горизонтальных, и вертикальных. Идеальной формой такого устройства служит создание геометрии вертикальных структур управления снизу массовыми горизонтальными арифметическими процессами (античный полис, доимперская демократия в Риме).

Либерализм — это соединение, связь противоположных, взаимно дополняющих друг друга конструктивных начал, в том числе нумерических, горизонтальных, арифметики политических отношений и вертикальной геометрии политических форм.

Возникновение либерализма из реального опыта демократии в духе согласительных политических отношений, свободы политического действия и участия, соответствующих политических и гражданских прав и отношений политического равенства и равенства перед законом — все эти основы либерального modus vivendi появились, естественно, задолго до возникновения самого понятия либерализма, его, так сказать, самоопределения, состоявшегося, как известно, впервые в 1812 г. В кортесах (местном парламентском самоуправлении) испанского города Кадикса либералом называли члена партии свободы.

Понятно поэтому, что и первые теоретики либерализма выступили до его оформления в законченное идеологическое, политическое, экономическое и любое другое направление теории и общественной практики. Несомненно либеральна, например, концепция власти, политики и права Аристотеля, понимавшего политику как всеобщее, органически присущее человеку свойство заниматься делами общества и государства и при этом человека свободного, т.е. члена общества со всеми его правами, общества свободных (не раба), свободно принимающего решения и определяющего свое участие и просто имеющего свободное время для занятия общими делами. Либеральны и романо-средневековые авторы концепции власти народа, составители Кодекса Юстиниана (529 г. н.э.) и комментариев к нему (дигест) — Ульпин и его средневековые продолжатели — Оттон, Уголино (XIII в.), Фома Аквинский, Марсилий Падуанский и др. Либеральны и представления о суверенитете народа, обладателя власти и создателя закона, о зависимом от воли народа правлении (любой модальности — монархического, олигархического, демократического), титулярности правителя (т.е. его служебной функции, делегированной ему народом); номинальном характере его власти. Стремление оградить народ от диктатуры монархии, сохранить демократию при любом политическом устройстве государства и представление о договорном характере отношений общества и государства — явно обозначенный чертеж либерализма и демократии и внутренних отношений между гражданами (Примечательно, что в 1812 г. исполнилась почти шестисотлетняя годовщина с момента появления первого в Европе государственного договорного акта либерального типа: Великой хартии вольности, подписанной английским королем Иоанном Безземельным в 1215 г. И уже в XVII в., а затем и в XVIII в. последовала целая серия документов политико-правового либерального толка, провозглашавших свободы и права, вплоть до Деклараций прав человека и гражданина французской и американской освободительных революций и первых десяти поправок о правах человека к американской конституции.).

Либеральные аспекты концепции общественных преобразований Гоббса (народный пакт о самоограничении свободы, самоорганизации из хаоса войны всех против всех, цивилизации общества) — результат длительного исторического развития демократии и ее либеральных основ. История городских коммун Италии и южных районов Западной Европы убедительно свидетельствует о «знаках объективации» либерализма. Политическая организация городских общин и города с его окружением складывалась в борьбе феодальных структур самоуправления с буржуазными и народными формами общинного самоуправления. Как бы ни складывались отношения между группами горожан, общинами и сословиями, образование власти приводило к совместному действию достаточно разработанных механизмов управления. Вертикальные структуры управления из центров власти — представителей королевских наместников (графов, доверенных лиц короля), епископов, наделенных религиозной и светской властью, глав феодальных династий — согласовывались с действиями Советов коммун, их органов, должностных лиц и градоначальников. Уже в Х-ХII вв. невольный и осознанный консенсус властей с характерной тенденцией к компромиссам и разделению прерогатив и функций обозначился достаточно явно. Формирование провинциальных парламентов дополнило этот процесс. По существу, складывалось демократическое и либеральное в своей основе бинарное самоуправление, сочетание централизованных и децентрализованных структур власти.

Борьба за и против демократии и, соответственно, за или против деспотического государства, в сущности, имеет два решения (а не три, как можно было бы ожидать): либеральное, консенсусное (победа демократии или демократизация и либерализация диктаторской, монархической власти) и антилиберальное, деспотическое (авторитарный или тоталитарный режим).

Победа монархических типов государственного устройства, связанная с формированием государства Нового времени, торжество абсолютизма стало торжеством политической геометрии интеграционных структур, доминирующих фигур, сведения арифметических рядов участников управления к единице (монарху), а управления -к иерархии политических форм.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *