ИЗ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ мысли

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

ИЗ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ мысли

Работа В.Е. Вальденберга «Екатерина II и Монтескье в их политических воззрениях»

Т. В. ЧУМАКОВА, А. А. ЗЛАТОПОЛЬСКАЯ

Владимир Евграфович (Эдуардович) Вальденберг родился 23 декабря 1871 г. в Москве, в Газетном переулке. Отец Вальденберга, Эдуард Григорьевич Вальденберг «родился за границей, в немецкой семье» (скорее всего, в Елгаве, в Латвии). В 50-60-е годы XIX в. отец В.Е. Вальденберга приехал в Россию. В Москве служил счетоводом в торгово-промышленных предприятиях, в 1874 г. открыл в Петербурге первые в городе бухгалтерские и счетоводные курсы

ИЗ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ мысли

Работа В.Е. Вальденберга «Екатерина II и Монтескье в их политических воззрениях»

Т. В. ЧУМАКОВА, А. А. ЗЛАТОПОЛЬСКАЯ

Владимир Евграфович (Эдуардович) Вальденберг родился 23 декабря 1871 г. в Москве, в Газетном переулке. Отец Вальденберга, Эдуард Григорьевич Вальденберг «родился за границей, в немецкой семье» (скорее всего, в Елгаве, в Латвии). В 50-60-е годы XIX в. отец В.Е. Вальденберга приехал в Россию. В Москве служил счетоводом в торгово-промышленных предприятиях, в 1874 г. открыл в Петербурге первые в городе бухгалтерские и счетоводные курсы, просуществовавшие почти 20 лет, до самой его смерти. Э.Г. Вальденберг был активным участником содружества русских бухгалтеров, объединявшихся вокруг журнала «Счетоводство», в истории этой науки он остался также как переводчик «Трактата о счетах и записях» Луки Пачоли. Вскоре после рождения сына семья переехала в Петербург, там Владимир окончил гимназию и поступил на юридический факультет университета. В годы учебы в университете он интересовался историей философии права и русскими правовыми и государственными древностями. Одновременно слушал лекции по философии и истории на историко-филологическом факультете. На втором курсе получил серебряную медаль за сочинение на тему «Учение Спинозы о праве и государстве». В 1897 г. Вальденберг опубликовал свою первую статью в «Вопросах философии и психологии» «Основания макиавеллизма», а через три года защитил диссертацию «Закон и право в философии Гоббса». До 1917 г. преподавал законоведение и торговое право, историю политических учений, историю философии права, историю государственных идей в России, политическую экономию и историю торговли, а также занимал ряд административных постов в области женского профессионального образования. Революцию он встретил на посту директора Александринского сиротского профессионального училища. В 1918-1924 гг. заведовал архивом Петроградского университета. Работал в Институте сравнительного языкознания, а с 1924 г. был ученым секретарем Библиотеки Академии наук, заведовал журнальным отделом. 24 ноября 1928 г. был арестован. Поскольку документов по этому делу не сохранилось, то можно предположить, что Вальденберг мог быть арестован по тому же делу, что и византинист В.Н. Бенешевич, арестованный 22 (по другим сведениям 25) ноября 1928 г. за шпионаж в пользу Ватикана, Германии и Польши и за участие в организации «Евразийцы», а еще раньше — 19 ноября был арестован заведующий русским отделением БАН А.А. Сивере. После ареста Вальденберг был вынужден выйти на пенсию, хотя и продолжал работать в различных академических и научных учреждениях г. Ленинграда. Арест потряс Владимира Евграфовича, и на случай последующих возможных арестов 29 марта 1929 г. он написал любопытный документ «Мое политическое кредо». Тщательно обосновав свои политические взгляды, Вальденберг приходит к заключению, что «многое в политике Советской власти я не одобряю — на первом месте стоит церковная политика, которую я нахожу неправильной, и думаю, что христианство вовсе не враждебно социализму, а если бы не было гонения на церковь, то очень многие из тех, кто колеблется, перешли бы искренне на сторону коммунизма. Однако, несмотря на пункты разногласия, я отношусь к Советской власти вполне лояльно, т.е. стараюсь самым добросовестным образом делать все, что от меня требует закон, или что мне поручается». А через год, 24 ноября

1930 г. он написал в связи с делом Промпартии: «Я требую, чтобы правительство действовало совершенно бескорыстно, не в интересах того или иного класса или группы, а для блага всего народа, всех его слоев одинаково. Так именно и действуют философы в государстве Платона. Скажут, что это далеко от реальности, что это чистая мечта, существующая в нашем воображении. Пусть мечта!».

Сквозной темой всех его трудов были проблемы взаимосвязи морали и права, свободы и права, «природы» человека и закона, ограничивающего ее, а также связанной с ними морально-этической проблемы счастья свободного, «природного» человека, вынужденного жить в соответствии с законом или вне его, этому были посвящены не только его фундаментальное исследование «Древнерусские учения о пределах царской власти», но и цикл работ о А.С. Пушкине (из которых наиболее значительная «Комментарии к оде «Вольность»» так и остается неопубликованной, хотя представляет большой интерес как образец блестящего междисциплинарного анализа). Философия заинтересовала Вальденберга уже в первые годы его учебы в университете. Во введении к работе II курса «Учение Спинозы о праве и государстве» он назвал философию любимой наукой и говорил о желании сделать ее своей специальностью. Другой областью, интересовавшей его, являлись компаративные исследования. Он писал в автобиографии: «С самого начала моей научной деятельности меня заинтересовала проблема сходства и различия политических понятий романо-германского и славянского мира. Никакой работы, в которой этот вопрос был бы исчерпывающим образом и вполне научно освещен, я не нашел, и потому решил идти путем самостоятельных разысканий». Начав с изучения западноевропейских политических учений, Вальденберг перешел к сравнительному анализу русских правовых концепций, что потребовало детального изучения византийского права. После революции его научная работа оказалась связана в основном с византинистикой, Вальденберг работал в ряде комиссий Академии наук по переизданию «Словаря средневекового и варварского греческого языка» Ш. Дюканжа, которая позже вошла в состав Русско-византийской комиссии Академии наук.

К сожалению, многие труды В.Е. Вальденберга так и остались неопубликованными. Они хранятся в его личном фонде в Санкт-Петербургском филиале архива

РАН, заботливо собранном его супругой Надеждой Константиновной Вальденберг. Фонд Вальденберга состоит из одной описи, заключающей в себе 45 единиц хранения. Среди них рукописи работ «Екатерина II и Монтескье» (1922), «Старое и новое в политических воззрениях Посошкова» (1922), «Опыт комментария к оде «Вольность» Пушкина» (ок. 1925, 154 с.), «Государственное устройство Византии до конца VII в.» (вт. пол. 1930-х гг.), «История византийской политической литературы» (1920-е гг. — н. 1930-х).

Юридическими взглядами Ш.-Л. Монтескье (1689-1755) В.Е. Вальденберг заинтересовался еще в студенческие годы, в архиве сохранилась рукопись его студенческой работы (1892) «О работе Монтескье «О духе законов»» . Работа «Екатерина II и Монтескье в их политических воззрениях» посвящена сравнительному анализу двух произведений: «Наказа» императрицы Екатерины II и «О духе законов» Ш. Монтескье. Вальденберг убедительно доказывает, что Екатерина отнюдь не была подражателем французского философа, а творчески переработала его произведения, исходя из нужд и особенностей своего государства, его идеи о системе законодательства.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *