’’Патриарх” западной социологии XX в. Реймон Арон

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

В. Ф. КОЛОМИЙЦЕВ

В последние десятилетия на русский язык были переведены многие труды западной философской, социологической и политической мысли. Среди них есть работы видного представителя т.н. “критической социологии”, французского академика Реймона Арона (1905-1983). На его творчество оказали влияние драматические события истории XX века. Он был свидетелем Первой мировой войны, прихода к власти фашизма в Германии и Италии, Второй мировой войны и “холодной войны” в международных отношениях.

В социологическую науку Арон вошел в тот момент, когда в ней уже сложились основные теоретические построения, но, будучи ученым широкого диапазона, он заметно расширил поле социологических исследований. Расцвет творчества ученого приходился на 30-60-е годы, когда на переднем крае социологической мысли Запада была Франкфуртская школа “критической социологии”, иногда именуемая неомарксистской.

Выходец из зажиточной еврейской семьи, Арон получил образование. Его товарищем по престижному Парижскому педагогическому институту в 1924-1928 гг. был известный философ и писатель Жан-Поль Сартр.

В 1930 г. как иностранный стажер Арон получил место ассистента профессора в Кельнском университете, с 1931 по 1933 г. преподавал в Берлине. В эти годы он углубленно изучал немецкую философию – труды Гегеля, К. Маркса, М. Вебера,

В. Дильтея, М. Хайдеггера, Э. Гуссерля и Г. Риккерта. По возвращении во Францию Арон преподает в 1933-1934 гг. в университете Гавра, а в 1934-1939 гг. работает секретарем Центра социальной документации Парижского педагогического института. Уже тогда он определил в качестве направления своих исследований критику исторического познания. В 1938 г. он защищает диссертации по двум книгам “Введение в философию истории” и “Критическая философия истории”.

В 1939 г. Арон получил должность профессора в Тулузском университете, но начало Второй мировой войны прерывает его преподавательскую деятельность. Перебравшись в Лондон к сторонникам генерала де Голля, он руководит редакцией журнала “Свободная Франция”, а после войны совмещает преподавательскую и научную работу с амплуа политического обозревателя в газетах “Комба” (1945-1946), “Фигаро” (1947-1977) и еженедельнике “Экспресс” (1977-1983).

С 1955 по 1968 г. Арон заведовал кафедрой социологии в Сорбонне, а с 1970 по 1983 г. – кафедрой современной цивилизации в Коллеж де Франс. Он преподавал также в Парижском институте политических наук и в Национальной административной школе при премьер-министре (своего рода академии технократов).

Перу Арона принадлежат более 60 крупных монографий и тысячи научных и газетных статей. Среди его книг “Опиум для интеллигенции”, “Измерение исторического сознания”, “18 лекций об индустриальном обществе”, “Этапы развития социологической мысли”, “Мир и война между нациями”, “Классовая борьба”, “Уроки истории” и др.

По вкладу в социологию Арона сравнивают с М. Вебером, Э. Дюркгеймом и П. Сорокиным. Главная особенность его метода как социолога и политолога заключалась в том, что он придерживался не нормативно-ценностного, а социологического подхода, что сближало его с марксистскими исследователями. “Социологическая теория политических режимов, – утверждал он, – делает упор на институты, а не на идеалы, на которые они ссылаются. Социологическая теория описывает действительность, а не идею”.

Философские воззрения Арона вначале находились под влиянием марксизма. В 1931 г., находясь в Германии, – писал он, – я начал свою интеллектуальную карьеру размышлениями о марксизме”. Но затем он перешел, по собственным словам, на позиции рационализма или неокантианства.

“Критическая социология” Арона лежала в русле философской традиции Декарта, принципом которой было подвергать все сомнению. Начав с “философии истории”, французский социолог излагал ее не в интерпретации Гегеля и Маркса, а в подаче немецких философов В. Дильтея, Г. Риккерта и Г. Зиммеля. Он утверждал, что гегелевская “философия истории” нуждается не в продолжении, а в полном пересмотре (не под влиянием ли марксистской философии?). Какую же задачу он отводил “философии истории”, которую он считал синонимом социологии?

Арону не нравилась диалектика, и вообще он считал, что “история абсурдна, но никто из живущих не может охватить ее смысла”. Смысл истории придает только философия. Прямого отрицания объективности исторического знания у него не было. Арон не разделял взглядов тех, кто считал, что “если история не работает для нас, то тем хуже для истории”. Однако все общественные науки для него – сфера “ценностного понимания”, а не истинно научного.

Это и есть позиция философского релятивизма. Законов истории социолог не признавал. История, как считал он, – собрание уникальных, неповторяющихся событий и фактов, не подлежащих обобщению (“случай – основа истории”). “Всякая историческая наука и социология, – утверждал он, – имеют лишь частичное представление о реальности. Они не в состоянии предсказать нам заранее, что с нами будет, так как будущее не предопределено. Даже в том случае, когда некоторые события будущего предопределены, человек свободен в выборе: или отказаться от такого частичного детерминизма, или приспособиться к нему различными способами”.

Главный тезис работы Арона “Введение в философию истории” заключается в том, что никакая философия истории не может претендовать на “последнее слово” в объяснении исторического процесса, так как само историческое знание “не в состоянии дать единственную версию, обязательную для всех, объясняющую общества, эпохи и культуры, ушедшие в небытие”.

Французский социолог высказал ряд небезынтересных соображений о методе исторического исследования. (1) “Реконструкция прошлого представляет собой промежуточное звено между наукой и искусством”. (2) “Формально история есть наука о значимых индивидах. Реально – она наука о культуре” . (3) “Принципы исторического познания – это не законы и не общие интерпретации, а система ценностей”. (4) “История стремится к тому, чтобы все время находить ценности, свойственные изучаемому обществу: идеалы прошлого становятся принципами понимания и ретроспективного отбора”.

Основу социологических взглядов Арона образовала концепция “социального комплекса” – представление о взаимозависимости положительных и отрицательных сторон любого общественного строя. По его словам, “не существует идеальных режимов – каждый имеет сильные и слабые элементы”. Этот тезис он многократно повторял в разных вариантах, в том числе и в таком: “Вопрос о наилучшем режиме можно ставить лишь абстрактно. В каждом обществе институты власти должны быть приспособлены к особенностям конкретной исторической обстановки”.

“Социальный комплекс”, согласно Арону, не может определяться каким-либо одним фактором. Так, например, из определенной формы экономики еще не вытекает неизбежность образования какого-то соответствующего политического режима, и наоборот, парламентскому строю не обязательно должна соответствовать какая-либо одна система экономики.

Французский социолог был автором и соавтором многих западных общественно-политических концепций второй половины XX в., среди которых, безусловно, не на последнем месте находится концепция единого “индустриального общества”, претендовавшая на роль главной западной общесоциологической теории.

Ее идейные истоки были многообразны: идеи индустриализма Сен-Симона, Маркса, Спенсера. Вебера и некоторых других мыслителей, отмечавших важность промышленной революции, но ее главное предназначение состояло в том, чтобы дать впечатляющее научное обоснование развитому капитализму.

Отрицая возможность образования идеального общества, Арон утверждал, что и капиталистическая, и социалистическая системы образуют два типа единого “индустриального общества”. “Я задаюсь вопросом, – писал он, – есть ли противоречие между социализмом и капитализмом. Я рассматриваю капитализм и социализм как две разновидности одного и того же индустриального общества”. Не способ производства, а лишь некоторые различия в политической структуре, оказывается, по Арону, отличали развитые социалистические страны от Запада.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *