ФИЛОСОФИЯ, КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО. К вопросу о генезисе консерватизма экзистенциального типа

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

А. Г. МЫСЛИВЧЕНКО

В истории мировой философской и политической мысли особое место занимают 30-40-е гг. XIX в. Именно в этот период произошли настолько важные события в европейской духовной жизни, что они и поныне продолжают оказывать заметное влияние во многих странах.

Казавшаяся многим вершиной философской мысли гегелевская школа подверглась разложению. В данном случае речь идет не о том, что среди последователей учения Гегеля возникли два крыла — левые и правые гегельянцы, а о том, что уже тогда многие видные философы обратили внимание на существенный изъян гегелевской философии — недооценку креативных возможностей человека, как субъекта истории, роли личности как индивидуальности. И хотя Гегель, безусловно, высказал много важных положений относительно проблем человека, все же его философский рационализм, принявший завершенную форму спекулятивного панлогизма, принцип абстрактной всеобщности как движущего начала всякого индивидуального бытия, лишенного самостоятельности, вызвал в европейской философии 30-40-х гг. XIX в. прямо противоположную тенденцию — поворота к проблемам «живого», «конкретного» человеческого существования. Иными словами — поворот от спекулятивного мышления и апологии всеобщего к экзистенциальному типу философствования и возвышению категории субъективности индивида. Это была фронтальная атака на всю традицию классического философского рационализма, начиная с Декарта, Спинозы, апофеозом которой был Гегель.

Антигегелевские критики спекулятивного мышления положили начало двум противоположным тенденциям в развитии философской мысли — экзистенциальной в лице Сёрена Кьеркегора и антропологическо-материалистической в лице Людвига Фейербаха. В дальнейшем, во второй половине XIX — начале XX вв. идеи Кьеркегора нашли отражение в сочинениях творцов философии жизни (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон и др.), а в XX в. — в трудах основателей протестантской диалектической теологии (К. Барт, Р. Бультман, Р. Нибур и др.), лидеров философии экзистенциализма (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж. Маритен и др.). Взгляды Кьеркегора оказали сильное влияние также на ряд российских философов (Н. Бердяев, Л. Шестов и др.).

В результате в мировой философской мысли сформировалось новое, неклассическое направление — антиспекулятивное, антирациональное, экзистенциально-персоналистическое. Новый тип философствования, безусловно, сказался и на истолковании вопросов политической философии: акцент в ней переносится на поиск движущих сил внутреннего мира человека — духовности, нравственности, интуиции, воли, эмоций и других модусов человеческого существования и внерациональных способов их познания. В ответ на вторжение масс в политику («восстание масс») и распространение идей социального равенства появились теории, призванные воспитывать и лелеять «духовную аристократию», которая придавала бы смысл жизни всем остальным. Сформировались ориентации представителей этого направления на антитезу личности и политики, тенденции обновления христианства и зарождения политического консерватизма экзистенциального толка.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *