ФИЛОСОФИЯ И НАУКА. Принцип двойственности в когнитивных практиках

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

В аспекте исследования монада обеспечивает способность выделять объекты, явления и идеи как целостность, единство во множестве. На свойство монады в этом качестве указывает современный исследователь числовой систематики Беннетт: «Монада определяет содержание — особые качества предмета или ситуации, которые делают ее непохожей на все остальное. Монада позволяет нам распознавать реальные предметы нашей жизни — особые целые, опыты, события и процессы, которые делают жизнь именно такой, какая она есть» (Беннетт Дж.Г. Элементарная систематика. Изучение Эннеаграммы. М., 2001. С. 24.). Психологи называют этот тип мышления кон-текстуально-независимым мышлением.

В волевом аспекте монада-целостность обеспечивает способность держать цель до конца, до завершения действия, что возможно при развитой способности к концентрации. В отношении текста атрибуты монады означают его композиционную цельность и завершенность, подчиненность аргументации цели, замыслу.

Двойка или диада имеет двойное значение, символизируя, с одной стороны, идею противопоставления, разделения единого, а с другой стороны — идею соответствия, однородности противопоставления сил, свойств или понятий. Эта формулировка имеет несколько оттенков. В общем смысле говорят о двойственности или простом противопоставлении. Делая акцент на однородности противопоставления, говорят о двуединстве или дополнительности двух начал: противоположные начала действуют в рамках единого целого.

В частном случае, дополнительность может проявляться как взаимодействие в однородном пространстве, на плоскости. В двойном символизме диады внутреннее (глубинное, скрытое) порождает внешнее (поверхностное, видимое), для которого образование противоположных начал (поляризация) является основополагающим принципом. Другими словами, для мира человеческого поляризация становится законом и в его природной организации, и в социальной. Следует особо выделить принцип, который я бы назвала генетическим двуединством. В нем ударение делается на происхождении начал из единого нейтрального источника: противоположные начала (на внешнем уровне) суть проявления нейтральной, скрытой, единой силы (внутреннего уровня). Такая ёмкая формулировка содержит двойную поляризацию — противоположных полюсов между собой (условно горизонтальную) и их совместную поляризацию по отношению к первоисточнику (условно вертикальную).

В эзотерическом смысле двойка есть первое отделение от единицы, отражение от единицы (сама по себе единица неделима). «В своем божественном аспекте двойка, суммирует эти представления Ключников, олицетворяет собой принцип Божественной Субстанции (Divine Substantia), Майи, набрасываемой подобно покрову на Свет единого духовного Бытия. В аспекте природном (космическом) двойка представляет символ Субстанционального космического сознания как единой реальности, которое словно тончайшее зеркало отражает сияние Единого Духа. В человеческом аспекте двойка есть, с одной стороны, символ двойственного Андрогина, разделяющего человеческое существо на женскую и мужскую природу, а с другой стороны, есть символ женского начала и появления первого противоречия» (Ключников С.Ю. Священная наука чисел. М., 1996. С. 50.). Заметим, что сказанное касается западноевропейской традиции.

Для человека двойственность в аспекте отражения глубинной порождающей субстанции себя самой на мир воспринималась и как символ зла и невежества (следствие разделенности и в дальнейшем деградации), и как символ мудрости (которая рождается из преодоления несовершенной двойственной природы человека — божественной и телесной). Все дуалистические модели мира с разделением на душу и тело, психическое и физическое отвечают принципам двойки.

В аспекте познания эту линию рассуждений можно продолжить. Уже само по себе разделение на субъект (субъективную реальность) и объект (объективную реальность, существующую независимо от познающего субъекта) можно мыслить как отражение «объектной истины» в ходе познавательного процесса. В этом и заключается смысл антиномии («противостояние основе») как принципа познания. Антиномия в иерархической системе мыслится как противостояние сущности (подлинной реальности) и явления (ее отражению в мире вещей и сознании человека). К антиномиям можно относиться по-разному. Каббалистическая традиция считает двойку божественной Мудростью, способной отражать свет Высшего духа, не внося в этот процесс никаких искажений. В языке эпистемологии следующие парные понятия отражают этот принцип двойки: сущность/явление, внутреннее/внешнее, интуитивное/логическое, чувственное/рациональное, теоретическое/эмпирическое, бессознательное/сознательное и пр.

Есть культурные традиции, в которых диада как акт раздвоения символизирует начало движения, которое возможно благодаря поляризации сил из единого источника. Интересно, что сами полярности, символизируемые в мужском и женском началах, при этом имеют порой противоположную трактовку. На Востоке имеются примеры понимания творчества как активно-женского начала. Примером последовательного двуединства женского и мужского может служить индуизм. В древнеиндийских храмах поражают фигурки богов, которые в большинстве случаев парные. В философском смысле идеальные пары символизируют двойственную природу какого-либо аспекта Абсолюта. Коренная же диада — это двуединство неизменной основы и изменяющей его Силы. Высшее Бытие, находясь в непроявленном состоянии, неподвижно (статично), но для проявления (динамики) необходима воля-энергия, которая в индуизме именуется шакти. Шакти-сила (женское начало) эманирует из вечной неподвижной основы, творя миры. Идея активного женского начала наиболее развита в кашмирском шиваизме. Примечателен образ Шивы и его Шакти: Шакти в образе матери Кали танцует на груди неподвижного Шивы, «Господь Шива подобен трупу. Это значит, что Он абсолютно неподвижен, бездыханен, глаза Его вечно сомкнуты в самадхи. Он не действует и не изменяется. Его не затрагивает космическая игра, лила, вечно продолжающаяся на Его груди». Без Шивы Шакти не может существовать, но без Шакти Шива не может выразить Себя. «Если человек не в состоянии сделать что-либо, он говорит, что у него нет для этого шакти. Поэтому шакти есть то, что позволяет действовать. Шакти — это Деви. Шакти — Божественная Мать. Ум есть Шакти. Прана есть Шакти. Воля есть Шакти».

Если для индуизма вообще, а для философии шактизма в особенности, женское начало рассматривается как активное, то в западной философской традиции преобладает взгляд на активность мужского начала и пассивность женского. Если в индуистских представлениях в основе дихотомии мужского/женского лежит коренная оппозиция неподвижного/подвижного, то в западной традиции мужское ассоциируется с духовноактивным аспектом, а женское — с материально-пассивным, инертным. Космический Ум (Нус) в философии Платона и Аристотеля выступает как перво двигатель и формообразующий принцип космоса, Бог-Отец в библейско-христианской традиции творит мир и человека из ничего. Хотя здесь следует вспомнить о пифагорейско-платонистическом идеале созерцательной жизни и ее преимуществ перед внешней активностью — идеале, который не стал доминирующим в деятельной цивилизации Запада.

Вполне возможно и такое объяснение. Индийская мифология наиболее древняя, чем европейские традиции, корни которых уходят в Древний Египет, Вавилон, Грецию, сохранила представления о женском как активном, ведущем начале, действительно отражая время, когда женщины и были таковыми во времена матриархата. Затем положение изменилось, и соответственно, характеристики, ассоциированные с активностью, перешли на мужское начало (время патриархата). Развертывание феминистского движения и реальные изменения в положении женщины в современном мире (как на Западе, так и на Востоке) могут свидетельствовать о тенденции к доминирующей активизации женского как цивилизационно-ведущего начала. Во всяком случае, можно будет сделать вывод в отношении предмета нашего рассмотрения -двойственности: возможна глобальная историческая смена полюсов во взаимоотношениях мужского и женского начал, которая проявляется в трансформациях активных сил.

В арабской традиции коренной оппозицией языка (и мышления) стала оппозиция явного (захир) и скрытого (батин). «Диалектика явного-скрытого как отношения Первоначала к мирозданию, — пишет исследователь арабской средневековой философии А. Смирнов, — развита в «Книге гемм» (Китаб алфусус), автором которой считается ал-Фараби: явленность понимается как эксплицированность всех следствий Первоначала (т.е. градация бытия), без чего Первоначало не может быть самим собой, тогда как скрытость его состоит в неявленности его как такового, так что явленность и скрытость невозможны одно без другого и ведут одно к другому. Выявление скрытого поэтому понимается не только в эпистемологическом, но и в онтологическом плане как «осуществление» (тахаккук) функции Первоначала. В дальнейшем, в суфизме, «выявление» (зухур, изхар), начинают отличать от «проявления» (таджаллин)». Примечательно то, что явное и скрытое прямо связаны друг с другом и лежат на одной плоскости (Ибн Араби). Причем «подлинность не в Боге таковом, и не в мире таковом, а в возможности перехода от одного к другому: их взаимный перевод и составляет истину миропорядка», т.е. третьего смысла. Другими словами, существенным оказывается противостояние не оппозиций (мир — Бог) между собой, поскольку они одноуровневы и внеположены, а их совместное противостояние третьему значению (миропорядку).

Двойка тесно связана со следующим символическим числом — тройкой или триадой, основное значение которого в том, что оно фиксирует начало синтеза, соединяя воедино противоположные начала. Об эзотерическом смысле тройки Ключников пишет: «В своем божественном аспекте тройка олицетворяет собой принцип Самосознания субстанционального Бытия в совокупности своих Атрибутов и свойств, то есть Бытия, вышедшего из своего однородного состояния в состояние неисчерпаемой множественности возможностей. Такое Самосознание будет синонимом Высшего Разума, Великого Архитектора, творящего из однородной субстанции Первоматерии (2) проявленный космос (4). В своем природном (космическом) аспекте тройка … символизирует тройственную природу мира, состоящего из Неба, Земли и Человека. В человеческом аспекте тройка означает тройственное строение гомо сапиенс, чью внутреннюю природу принято разделять на дух, душу и тело».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *