«Мораль по соглашению» Давида Готиера как теория российского либерализма

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Б. Н. КАШНИКОВ

Книга Давида Готиера «Мораль по соглашению» была издана в 1985 г. после публикации книги Роберта Нозика «Анархия, государственность и утопия» и является в значительной степени результатом той бурной полемики, которая развернулась между последователями Ролза и Нозика. Его либеральная теория справедливости представляет собой попытку построить моральную теорию «на основе только разума».

Не практического разума, как в теории Канта, поскольку тот заведомо нагружен моралью, но исключительно инструментального разума, или чистой рациональности. Подобные попытки предпринимались и раньше. Готиер не скрывает, что ведет свою родословную от Гоббса. Но существуют весьма серьезные отличия. Теория справедливости Гоббса это не либеральная теория, поскольку роль стабилизирующего фактора и гаранта соблюдения норм справедливости играет в ней железная рука суверена, да и трудно представить, как может быть иначе, если каждый устремится только к своей выгоде. Готиер же полагает, что его теория может остаться либеральной, поскольку его нормы справедливости выгодны самим участникам общественных отношений, если только они сумеют понять эту выгоду. Справедливость приобретает характер взаимной выгоды, но не теряет при этом свойства быть беспристрастным ограничением на достижение своекорыстного интереса. Говоря словами Готиера: «Долг превыше выгоды, но следование долгу воистину выгодно». Этот парадокс заключен в структуре самих взаимоотношений рациональных индивидов, и его разрешение составляет существо теории Готиера. Характер беспристрастных ограничений, которые накладывает на себя индивид, имеют скорее не моральный, но нормативно-рациональный характер, несмотря на то что Готиер называет свою теорию моральной. Теория справедливости Д. Готиера не является в строгом смысле моральной теорией. Скорее, это столь популярная в аналитической философии теория рационального выбора. Концепция Готиера это, кроме всего прочего, еще и ответ Ницше, который высмеял все попытки обоснования морали, оставив возможность сведения морали к выгоде. Готиер полагает, что его рациональная мораль находится «по ту сторону» этой критики, но не «по ту сторону добра и зла», поскольку он намерен создать такие нормы, которые будет вынужден принять и сверхчеловек, если только он рационален. Этическая теория Готиера может представлять интерес с самых разных точек зрения, но вот что показалось мне особенно в ней интересно: Сам не зная того, Готиер создал морально теоретическое обоснование сложившейся практики российского либерализма, как общества вне морали, общества, основанного на одном только всеобщем стремлении к выгоде. Именно в этом аспекте я намерен взглянуть на либеральную теорию Готиера, а заодно и на практику российского либерализма.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *