Философская биография Льва Шестова и особенности его философии

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Шестов говорит: Бог может нас обманывать. Бог может сделать с нами то, о чем рассказал Исайя: «И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? И кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня. И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите, и не уразумеете; и очами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтоб Я исцелил их» (Ис. 6, 8-10). На долго ли? — спрашивает Исайя. И Господь отвечает: совсем опустеют города, земля, но останется «святое семя» и «будет корнем ее».

Шестов говорит: Бог обманывает философов, обманывает историков философии, позволяя «изображать «процесс развития» философских систем» в соответствии с этапами Духа времени. «Беззвучное» сыновей времени не интересует. Но только «беззвучное», тайна и таинственность, согласно Шестову, и есть первые начала, корни всех вещей; наиважнейшее. То есть бытие. И шестовское «странствование по человеческим душам» -вовсе не психологические изыски, не «шестовизация», не парадоксализм маргинального философа, а серьезные онтологические вопрошания, нигилирования, предположения и, иногда, ответы. Лев Шестов — подлинный философ, сродни Платону, Аристотелю, Ницше, Хайдеггеру, Гуссерлю, то есть онтологически ищущий мыслитель. Но его особенный онтологический поиск (что вполне допустимо, учитывая столь трудную и безмерную цель, как бытие) — вне истории, вне социальной проблематики, вне времени, в основном вне эллинской и классической линии понимания бытия (у Платона искомое бытие — «нечто стройное и вечно тождественное, не творящее несправедливости и от нее не страдающее, полное порядка и смысла»). Бытие у Шестова (что, повторяю, допустимо — так безмерна тайна бытия) — не стройное, не вечно тождественное (но связанное с вечностью), не не творящее несправедливости, не не страдающее от несправедливости, не полное порядка и смысла. Другое имя бытия у Шестоваэзотерическое. Еще имена — Бог, божество, живая истина, Сын Божий, демиург и другие. И это множество имен — то, что допустимо, а не просто и не только метания между верой и неверием (неверие — от скрытого или явного скепсиса Шестова). К тому же Каббала говорит именно о подобном понимании: каждый отрывок Зогара намекает на какое-то Имя Бога, жизнь Которого — благоухающая и изменчивая. Резко нигилистическое отношение философа к рационалистическому Богу философов (Мировой Разум, Абсолютная Идея и так далее) обнаруживает глубоко понятое Шестовым противоречие: это «объясненное» бытие всего лишь экзотерично, поверхностно и поэтому вместо тайны бытия предлагается понятная и якобы необходимая «истина» (на самом деле, согласно Шестову, ложь) и понятное «добро» (на самом деле, как полагал Шестов, -добро неонтологическое, слишком маленькое и земное).

Обычным людям и даже многим гениальным мыслителям хочется, и поскорее, ясных ответов и известности бытия, хотя оно таковым не является и так почти не открывается (даже гениям и великим святым). И, конечно, ожидать от Шестова, столь тонко чувствовавшего ложь ответов, открытий тайны бытия никак нельзя. Бытие апофатично. И, действительно, можно философствование Льва Шестова назвать «оригинальным опытом конкретного апофатизма». И это главная причина недосказанности, видимой неотрефлектированности, осознанной асистемности философии Льва Шестова. Он настаивал: нельзя вводить мою философию в «связь вещей». Потому что вводить — значит ухудшить, если не убить то, что так неустойчиво выражено, являясь именно неустойчивым, беспочвенным, «весами». Как только неустойчивое человек делает устойчивым и даже как-то понятным — оно теряется. Там, где общие ответы, общеизвестные истины (по поводу бытия) — там выхолощенность. По-другому -вместо колеблющихся «весов» (бытия) появляется сверхустойчивая необходимость (лжебытие, как понимал это Шестов). Далее…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *