Несвобода и свобода в рациональном осмыслении мира

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Несвобода и свобода в рациональном осмыслении мира

Пожалуй, трудно найти еще одно понятие, кроме свободы, которое бы так часто использовалось в столь противоречивых, диаметрально противоположных ситуациях. Под лозунгами свободы совершаются революции и контрреволюции, ведутся войны за освобождение и развязываются вооруженные агрессии.

Несвобода и свобода в рациональном осмыслении мира

В. К. иошкин

ФИЛОСОФИЯ И ОБЩЕСТВО

Пожалуй, трудно найти еще одно понятие, кроме свободы, которое бы так часто использовалось в столь противоречивых, диаметрально противоположных ситуациях. Под лозунгами свободы совершаются революции и контрреволюции, ведутся войны за освобождение и развязываются вооруженные агрессии. В интересах свободы создаются диктаторские режимы, идет борьба за демократические права. Вместе с тем, в этом контексте часто забывают или не уделяют достаточное внимание антиподу свободы — несвободе, которая существует неразрывно, органично вместе со свободой, следуя за свободой по пятам, побуждая к свободе, порождая свободу, будучи сама порождаема свободой. Несвобода предполагается в самих основополагающих вопросах, которые ставит свобода. Свобода от чего? Свобода для чего? За этими вопросами стоит несвобода. Человек возомнил себя свободным, а потому ни о чем, кроме свободы, слышать не хочет. Несвобода, по его мнению, это, ни больше и ни меньше, как наказание. Однако мнить себя свободным и быть свободным, вещи разные.

Но что такое свобода? Проблему свободы в обществе органически увязывают с рационализмом, с разумным осмыслением мира и разумным отношением к нему. В этом плане примечательна статья А.Л. Никифорова «Соотношение рациональности и свободы в человеческой деятельности», опубликованная в 1995 г. А.Л. Никифоров, анализируя соотношение рациональности и свободы в человеческой деятельности, отмечает: «…Рациональная деятельность не предоставляет никаких возможностей для самовыражения объекта: все рационально действующие люди будут действовать одинаково, не внося в деятельность ничего личного, своеобразного. Но это и означает, что рациональная деятельность несвободна».

А.Л. Никифоров, аргументируя свой тезис о том, что «рациональная деятельность несвободна, свободная деятельность — нерациональна», задается вопросом: «Но разве подчинение необходимости есть свобода?» И сразу же отвечает: «Познание необходи мости — условий, законов — есть одно из условий свободы, но не сама свобода». Обосновывая несвободу рациональной деятельности, А.Л. Никифоров отмечает: «Отождествление свободы с познанием и следованием необходимости приводит к отождествлению человека с логической машиной и к фактическому отрицанию его свободы». В рассуждениях Никифорова проходит идея о том, что: «Нарушение стандартов рациональности — один из важнейших признаков свободы». Нельзя не согласиться с Никифоровым и в том, что: «Свобода всегда идет впереди рациональности, но рациональность постоянно ее настигает, превращая свободную деятельность одного в рациональную деятельность для всех». Никифоров, опираясь в своих рассуждениях на общепринятое определение свободы, смотрит на проблему свободной деятельности с позиции стороннего (внешнего) наблюдателя. Извне все видится именно так, как ставит эту проблему А.Л. Никифоров. Изнутри, с позиций субъекта деятельности, свободная деятельность всегда рациональна, осмыслена. Здесь имеет место столкновение двух точек видения одного предмета под разными углами зрения. Если последовательно встать на одну, а затем и на другую точку зрения, то станет ясно, что оба подхода к проблеме имеют право на существование. С позиций сторонника свободы, свобода рациональна. С позиции противника конкретного вида свободы, свобода нерациональна. С позиций абстрактного подхода к проблеме свобода соединяет в себе и рациональное, и нерациональное.

Дискуссия по статье А.Л. Никифирова тоже представляет самостоятельный интерес. B.C. Швырев отметил, что «А.Л. Никифоров безусловно прав», выступая против интерпретации свободы как познанной необходимости. Несколько иную точку зрения, в ходе обсуждения, высказали А.А. Новиков и Г.Д. Левин. Выражая свое видение свободы, А.А. Новиков отмечает: «…Свободный выбор разумом относительной несвободы и свободное самоограничение есть как раз свидетельство реальной свободы и истинного, а не абстрактного понимания ее сущности». Если интерпретировать эту мысль, не искажая ее содержания, то получается, что свобода — это несвобода, добровольно принятая человеком в качестве основы своей деятельности. В довершение к этой мысли, А.А. Новиков добавляет: «Свобода — величайшая ценность и одновременно тяжкий крест, который несет на себе человечество». Такое дополнение больше тяготеет к несвободе, чем к свободе.

Г.Д. Левина шокировал «парадоксальный общий вывод статьи А.Л. Никифорова «рациональная деятельность несвободна, свободная деятельность — нерациональна»». Делая упор на строгое различение рациональности и ее критерия, он выделяет, говоря словами Г.Д. Левина, «рациональность в чистом виде» и фиксирует ее формы. Деятельность рациональна: если рациональна цель деятельности; если деятельность адекватна рациональной цели; если деятельность адекватна нусу, логосу, рацио мира; если деятельность соответствует ситуации; если деятельность адекватна природе самого действующего индивида — его потребностям и возможностям. Если собрать все ограничения воедино, то ни о какой свободе, основывающейся на таком понимании рациональности, речи быть не может. К выводам А.Л. Никифорова Г.Д. Левин возвращается в 2004 г. в статье «Истинность, рациональность, свобода». В этой статье Г.Д. Левин четко проводит границу между рациональностью природной действительности и противоречивостью человеческой деятельности. Он пишет: «В природной действительности, за границами человеческой деятельности, рационально все. Нерациональной структура объективного мира быть не может. Ведь она задается содержанием ее носителей и потому всегда «безошибочна». На рациональное и нерациональное делятся только мысли, поступки и их результаты. Они рациональны, если соответствуют онтологической рациональности, и нерациональны в противоположном случае». Нельзя не согласиться с тем, что природа рациональна. На основе дистинкций (установления различия между исследуемыми предметами или отдельными мыслями) Г.Д. Левин приходит к выводу: «…истинность описаний делает возможной рациональность предписаний, а последняя, в свою очередь, — свободу человеческой деятельности». Логически все правильно, но на практике данный вывод оставляет много вопросов. Социальные явления можно описать как факты науки. Можно конкретно прохронометрировать события, выявить участников, последовательность действий, но оценить деятельность различных социальных сил в качестве рациональной или нерациональной, в силу разных углов видения представителями разных социальных групп, весьма проблематично. Не все аналитики деятельности признают конкретные социальные действия рациональными, а поэтому рациональность предписаний зависает в воздухе. Оценка рациональности или нерациональности социальной деятельности принадлежит обществу. Меняется общественный строй и изменяется главенствующий взгляд на рациональность отдельных социальных явлений, хотя они описаны точно. Невозможность точной оценки рациональности, ведет, по Левину, к невозможности признания той или иной деятельности свободной. Г.Д. Левин отмечает: «Не существует свободы мотылька, летящего в костер. Человек, идущий к своим целям, не считаясь с объективной необходимостью, не свободен, он бунтарь. Бунт же, как совершенно справедливо заметил Бердяев, есть форма рабства». Данное рассуждение допускает контраргументацию. Мотылек, летящий в костер, летит не к смерти, хотя и может попасть в ее объятия, это одно из проявлений природной необходимости, а потому рационально и, вполне возможно, свободно. Люди, откликаясь на рекламу МММ, поступали рационально, когда отдавали мошенникам свои сбережения, надеясь на бесплатный сыр в мышеловке. Здесь они схожи с мотыльком, только в отличие от мотылька, у них была возможность предвидеть негативные последствия. Рабство — отказ от бунта, несвобода. Бунт есть осознание несоответствия условий реального человеческого бытия условиям подлинно человеческого существования, поэтому бунт — одно из проявлений свободы.

Создается впечатление, что в рассуждениях о свободе как познанной (осознанной) необходимости в ее соотношении с рациональностью, происходит подмена понятия. А именно: понятие «необходимость», как выражение объективных законов развития, подменяется понятием «действительность». Действительность ассоциируется с необходимостью. Действительность есть реализованная, воплощенная на основе необходимости или случайности, возможность. Действительность — это фаза, ступень развития необходимости. Как новое воплощение, реализация необходимости, действительность разумна, рациональна. Со временем действительность «стареет», утрачивает свою рациональность и требует замены. В повестку дня встает вопрос: необходима ли конкретная действительность? Разумна ли конкретная действительность? Деятельность по устранению действительности, ставшей нерациональной, рациональна.

Оценка рациональности или нерациональности социальной деятельности не может быть единой у всего общества, представляющего конгломерат социальных групп. Она может не совпадать у индивида и социальной группы. Различие между индивидуальным и социальным видением и осмыслением рациональности создает то впечатление, которое подметил А.Л. Никифоров, утверждая, что свобода идет впереди рациональности, но рациональность настигает ее, превращая свободную деятельность (кажущуюся нерациональность) отдельных людей в рациональную деятельность для всех. Никифоров отметил: «Свободно действующие люди — это разведчики будущего, которые зачастую ценой своей жизни все-таки прокладывают для общества новые пути». Рациональность освещает свободную деятельность в обществе. Эта деятельность не всеми осознается в качестве рациональной. Исходя из этого, нельзя сказать, что свободная деятельность нерациональна. Она рациональна с позиций субъекта свободной деятельности. Если признать свободную деятельность нерациональной, лишенной разумности, то тогда откуда в ней появляется вдруг разумность, рациональность, как результат свободной деятельности. Свобода, как «нерациональная» деятельность с позиции прошлого, видится как рациональное с позиций настоящего именно потому, что, будучи «нерациональным» прорывом существовавших или существующих устоев, несет в себе частицу рационального настоящего или будущего устройства микро- и макросистем. Рациональные реформаторские, революционные изменения не сразу всеми признаются в качестве рациональных, поскольку вначале попадают в разряд нерациональных. Критерием рациональности или нерациональности, тех или иных изменений, привнесенных на крыльях рациональной свободной деятельности, выступает практика. Свобода отражает вечный конфликт того, кто стремится ограничить любую деятельность рамками законов наличного существования, и того, кто пытается расширить сферу и улучшить условия своего бытия, преодолеть воздвигнутые несвободы. Может возникнуть вопрос: возможна ли нерациональная деятельность? Вполне возможна, если она исходно, преднамеренно нерациональна.

По всей видимости, следует признать, что понятие рациональности социальной деятельности имеет не абсолютный, а относительный характер, а потому говорить о его однозначной связи с истиной смысла не имеет. Понятие рациональности социальной деятельности более сопоставимо с понятием «правда» в смысле «своя особая правота». Свобода с позиций сторонника свободы рациональна — это одна правда. Свобода с позиций противника свободы нерациональна — это другая правда. Две правды противостоят друг другу, а истина одна. Человек, осознавая несоответствие мыслимого и реального бытия, предпринимает продуманные, рациональные акты свободной деятельности. Сам же человек, оценивая итоги, например, освоения природы, не всегда восторгается результатами деятельности и признает рациональность или нерациональность содеянного. Приведенные размышления не предполагают отрицания рациональной оценки социальной деятельности, а лишь обращают внимание на сложность проблемы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *