Несвобода и свобода в рациональном осмыслении мира

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

У несвободы есть одно примечательное свойство, она всегда характеризует элементы бытия по принадлежности к определенной системе. Если предмет, процесс, явление в той или иной степени проявляют несвободу (зависимость) от другого предмета, процесса или явления, то это значит, что они принадлежат к одной большой или малой системе (подсистеме), элементами которой являются.

Развитие, изменение качества проявляется в свободе и через свободу.

Выступая формой осмысления мира, несвобода и свобода обладают своим содержанием. Содержанием несвободы выступают связи: согласованные, закономерные. На эти связи возложены функции управления системой, консолидации, согласования, упрочения, сохранения единства элементов, составляющих систему.

А как же дело обстоит со свободой? Свобода — это тоже связи, связи противоречивые, имеющие тройное назначение — изменение, разрушение и созидание. При таком подходе, хотя и весьма условно, можно вести речь о «свободе — разрушающей» и «свободе — созидающей». Связи свободы разрушающей — это связи рассогласования, изменения, разрушения. Рассогласование и изменение — это тоже разрушение, только медленное, соединенное с созданием новых, но не всегда жизненных структур. Свобода разрушающая способна привести к своему отрицанию, разрушая связи бытия и порождая хаос.

Свобода созидающая, творящая — это свобода, которая, создавая новую несвободу, комбинирует результаты своей предыдущей разрушительной деятельности, творит новое, возможно неизведанное. За каждым новым шагом свободы стоит творчество, созидание новых отношений, вещей, процессов, мыслей и т.д. В основе нового, в качестве фундамента, находится новая несвобода, опекаемая свободой созидающей.

Эти свободы могут действовать самостоятельно и комплексно одновременно. Например, правящие партии используют свою свободу творчества, для того чтобы приспособить существующий строй и себя в этом строе к изменяющимся условиям бытия ради сохранения власти. Оппозиционные партии, течения, движения, имея возможность свободы деятельности, расширяют круг своих сторонников, участников, автоматически ослабляют основы конкретного распределения властных сил и готовят его смену.

Результаты свободной деятельности носят разноплановый характер. Воплощаясь в действительность, свобода может привести к различным последствиям. Во-первых, к совершенствованию существующей несвободы. Во-вторых, к разрушению старой и созданию новой несвободы. В-третьих, к элементам хаоса, контролируемым не только уходящей, старой несвободой, но и новой нарождающейся несвободой. В-четвертых, к хаосу, как предельной свободе, отрицающей саму себя. В-пятых, к возможности обособления очага свободы, достижения им относительной самостоятельности внутри несвободы, типа автономии. В-шестых, к реализации возможностей достижения свободы путем выхода из конкретной системы в сферу обособленного существования, в область небытия или в другую систему.

Выделение понятий несвобода и свобода в качестве инструмента познания социальных и природных явлений позволяет полнее познать и понять мир. Совмещая взгляд на мир с позиций синергетики и точкой зрения несвободы и свободы, можно предположить, что весь мир представляет собой состояния временных несвобод, фиксирующих относительно стабильное существование природных и социальных объектов. Эти несвободы, благодаря свободам, переходят от одних несвобод к другим в вечном круговороте различных форм бытия. Даже понятие «несвобода» в сочетании с таким же понятием «несвобода» могут приводить к весьма полезным выводам. Несвобода несвободы дает свободу. Такая связь может показаться игрой слов, но за этой связью стоит механизм выключения несвободы, что приводит к нарушению работы разного рода систем. Иммунная система есть несвобода для патогенных факторов. Так, нарушение контроля со стороны иммунной системы (несвобода несвободы) снижает защитные функции организма, открывает простор заболеваниям. Органы правопорядка — система несвободы для противоправных действий. Ослабление контроля со стороны органов правопорядка за различными областями криминальной деятельности (несвобода несвободы) в рамках данного уровня правосознания непременно вызовет рост соответствующих криминальных организаций и систем. Нарушение равновесия в природе (несвобода несвободы), связанное, например, с уничтожением птиц, ведет к росту численности разного рода вредителей из числа насекомых. Несвобода несвободы — это часто результат непродуманных, волюнтаристских свободных решений, нарушающих несвободу бытия и вызывающих такие последствия, которых никто не ожидал. Несвобода несвободы может возникать бессознательно-стихийно в природе и осознанно, преднамеренно в обществе.

Дает материал для раздумий и рассмотрение несвободы в несвободе. Такой подход отличен от рассмотрения свободы в несвободе. Свобода в несвободе есть деятельность субъекта реальной или видимой свободы в несвободе, понятой как метасистема, например, жизнь человека в обществе, как субъекта свободы в системе социальных несвобод.

Одним из следствий свободной деятельности является обособление, формирование внутренней несвободы у обособившегося объекта, позволяющее говорить о несвободе в несвободе. Несвобода в несвободе означает в нашей системе концептуальных координат возникновение очагов нового (новообразований) в пределах прежней несвободы как системы необходимых связей. Эти новообразования претендуют на самостоятельную «жизнь», существование в границах несвободы по своим собственным законам (несвободам), а возможно, и за пределами данной несвободы. Плод в чреве матери, это несвобода, которая развивается за счет матери, иногда против ее воли, но по своим специфическим законам. Именно несвобода, поскольку плод представляет собой не хаотичное, а консолидированное сообщество клеток, подчиненных определенным законам развития. Это с одной стороны. С другой стороны, плод развивается по законам, отличающимся от законов бытия матери, он свободен, т.е. относительно обособлен.

Человек существует благодаря относительной свободе и несвободе. Без свободы нет жизни, без несвободы нет качества жизни. Основу бытия составляет несвобода. Свобода представляет собой импульс деятельности, по совершенствованию или разрушению несвободы, который, отработав, прекращает свое существование, воплотившись в той или иной форме обновленной или новой несвободы. Все беды человека в том, что, стремясь к свободе, часто мифической, призрачной, без учета реальных несвобод бытия, принимая за свободу миг удачи, как результат творческих усилий, оборачивающийся новыми ступенями или формами несвободы, человек игнорирует изучение и учет несвобод своего социального и природного существования. Отсюда экологические проблемы, экономические, политические и многие другие.

Проблемы свободы и несвободы охватывают не только область материального бытия, но и духовного. При рассмотрении проблемы несвободы и свободы мысли может возникнуть вопрос об ограниченности или безграничности мышления. Формально свободное мышление безгранично, как безграничен материальный мир, как безграничны пределы нашего абстрагирования. Но только формально, поскольку в реальном мире мышление ограничено. Оно ограничено нашими знаниями о мире. Самые смелые фантастические проекты, мысли, идеи обязательно несут в себе элементы несвободы от ранее полученного знания.

Несвобода может быть практически полной, когда субъект мыслительной деятельности не способен выйти в своих размышлениях за пределы имеющегося в его распоряжении знания, не способен сделать иного вывода, чем тот, который им предварительно усвоен и превратился для него в некий абсолют. Несвобода может быть неполной, когда субъект мысли (чаще всего апологет той или иной системы знаний) в процессе анализа, способен к перегруппировке усвоенного материала, но не способен к самостоятельному выводу, который отличался бы от усвоенных ранее теоретических или мировоззренческих установок. К числу факторов, обусловливающих несвободу мысли, можно отнести мировоззрение. Мировоззрение способно выступать фактором несвободы мысли.

Это не означает того, что мировоззрение сковывает мыслительную деятельность. Тем не менее, оно вносит свои ограничения в мысли человека, а через мысли и в саму человеческую деятельность. Роль мировоззрения как фактора, способствующего развитию мыслительной деятельности человека или ограничению ее, зависит от типа мировоззрения.

Несвобода, как ограничение параметров человеческой деятельности, выступает одним из факторов узкой специализации исследователей, мыслителей, стремящихся к свободе познания. Нельзя заявлять, что эпоха широко образованных, энциклопедически мыслящих людей, подобных Ньютону, Ломоносову, прошла. Наверняка в современном мире есть люди, которые могли бы с ними сравниться при равных условиях. Ныне неизмеримо вырос объем информации. Расширение объема современных знаний затрудняет их самостоятельное полное и глубокое освоение отдельным индивидом. Если принять во внимание, что удвоение информации происходит за 15-20 лет, то за 100 лет совокупные знания возрастают в 32-64 раза. Из этого следует, что качественная переработка накапливающейся информации под силу только солидным творческим коллективам.

Как это ни парадоксально, но по мере движения человечества к раскрытию тайн природы, к получению знаний обо всем, масса информации делает человека несвободным, поскольку самостоятельно проверить истинность или ложность получаемых им из различных источников сведений, он физически бессилен. Поэтому человек вынужден прибегать к экономии мышления. Экономия мышления не является единичным случаем, поэтому резонно говорить о законе экономии мышления. Закон экономии мышления — это та мыслительная тропа, которой шли, идут и будут идти люди. В какой-то мере этот закон имеет общее с принципом экономии мышления, сформулированным Э. Махом.

По нашему мнению, закон экономии мышления, выражает зависимость (несвободу) процесса мышления от алгоритмов решения различного рода задач, выработанных поколениями ранее живших мыслителей, от заранее подготовленных выводов, ответов, решений по типовым жизненным ситуациям. Этому закону подчинена и типовая мыслительная деятельность людей, отраженная в законах мыслительной деятельности (в логике). Закон экономии мыслительной деятельности выражает несвободу человека от огромного объема накопленной информации при желании свободно в нем ориентироваться. Овладение сжатой, сконцентрированной информацией, это один из путей приобретения свободы от груза накопленной информации. На использовании этого закона построено школьное образование и частично вузовское. Сопротивляясь проявлению закона экономии мышления в сфере науки, человечество отодвигало и отодвигает границы полного ему подчинения. Полное подчинение науки этому закону означает ее гибель. Наука шла и идет экстенсивным путем, путем членения наук, увеличения числа отраслей знания, сужения объема информации по каждому научному направлению, давая возможность для глубокого и возможно полного переосмысления знания по отдельным отраслям в период активной жизнедеятельности человека. В основе закона экономии мышления лежит несвобода от источника информации, выражающаяся в предпосылке о его истинности. К великому сожалению, здесь открывается широкий простор не только для науки, но и для лженауки, в зависимости от того, на какие источники опирается субъект познания, каким взглядам отдает предпочтение. Использование закона экономии мышления возвышает роль проверенных обществом сведений в качестве основного компонента индивидуального знания, а также роль науки в формировании жизненной позиции индивида. Это повышает значимость общественного (научного) контроля над содержанием теоретического материала, который используется в учебном и воспитательном процессе. Рост объема трудно проверяемой информации обостряет отношения между сторонниками научных и лженаучных знаний. Российская наука обеспокоена этой проблемой. В Президиуме Российской академии наук в мае 2003 г. состоялось обсуждение по теме: «Расцвет лженауки — следствие кризиса общественного сознания».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *