Несвобода и свобода в рациональном осмыслении мира

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Наука соединяет в себе несвободу и свободу. Свобода науки в ее дерзновенном поиске на основе несогласия с существующим видением отдельных проблем бытия природы, общества, человека и мышления. Наука не свободна от всего объема знания, накопленного человечеством, как осмысленного наукой, так и еще не осмысленного. Несвобода науки — это высокое качество научного знания, ответственность за каждое свое слово, за соответствие слова и дела, за соответствие техники, приборов своему назначению. Несвобода науки — это фильтр, отсеивающий ненаучные и лженаучные знания. Подлинная наука стоит на страже интересов человека.

Так уж сложилось, что человек не свободен от одних знаний и свободен от других. Законы социального бытия, системы социального знания разделяют людей на сторонников и противников тех или иных идей, мнений, взглядов. Идеи как укрепляют государства, организации, общественные объединения, так и разваливают их. Законы бытия социальной группы требуют быть приверженцами одних и противниками других идей. К одним идеям относятся с любовью, к другим терпимо, а к третьим с ненавистью. Отсюда вытекает, что вся эта сфера общечеловеческого знания, как освоенного человеческим разумом, так и того, что еще только надлежит открыть, познать, освоить, делится на две области — мыслимое и немыслимое. Эта сфера достаточно обширна. Она охватывает все без исключения человеческие знания, включая и те, которые признаются одними группами людей и отвергаются другими. Сюда же относятся научные и вненаучные, антинаучные поиски и результаты изысканий разного рода мыслителей. Немыслимое — это не только область познанного, но и область того, что еще не познано, того, что, возможно, принадлежит к новым и новейшим направлениям познавательной деятельности, к изучению которых еще не прикасались.

Понятия свободы и несвободы в сфере научного поиска связаны с понятиями мыслимого и немыслимого. Мыслимое и немыслимое осознанно и неосознанно всегда сопровождали и сопровождают процесс поиска нового знания. В процессе поиска, открытия нового, проникновения в то, что считалось немыслимым, немыслимое становится мыслимым, а мыслимое, утратив теоретические основания своего бытия, переходит в разряд немыслимого. Мыслимое, в научном или обыденном его понимании, отражает нынешний и предполагаемый, на некое обозримое будущее, уровень освоения природного и социального бытия познающим субъектом. За пределами этого пролегает субъективная граница познавательной деятельности, определяемая субъектом познания — человеком или определенным социумом. Эта граница определяется возможностью или способностью как можно дальше заглянуть за горизонт, скрывающий свои тайны.

Мыслимое отражает то, от чего общество несвободно и готово его постоянно мыслить. Мыслимое знание согласовано с взглядами индивида, социальной группы, как носителями этих взглядов.

Немыслимое — это содержание знаний, предположений, фантазий, не согласуемое с материальными, социальными и духовными условиями бытия человека, и, в силу этого, по соображениям разного рода, отнесено за пределы индивидуальной и социальной мыслительной деятельности. Это то, что вытесняется, изгоняется из сферы мышления, что способен, но не должен отдельный человек или социальная группа охватывать своей мыслью. Немыслимое — это то, что находится за пределами рациональной мыслительной деятельности человека.

В принципе, немыслимое в свободной мыслительной деятельности невозможно, поскольку нет пределов полета смелой, ищущей, жаждущей новизны мысли.

Проблема мыслимого и немыслимого нашла свое отражение в противостоянии науки и лженауки.

Процесс научного познания не может идти только в русле мыслимого, новое знание часто рождается как немыслимое. Поэтому в познании необходим выход в сферу немыслимого с последующим рациональным объяснением немыслимого и превращением его в мыслимое.

Не всякое мыслимое истинно, но и не всякое немыслимое ложно. Мыслимое знание, базируясь на заблуждении, тиражируемом в последующих рассуждениях и обоснованиях, способно привести к возникновению лженауки. Немыслимое, получившее рациональное объяснение, подтвержденное практикой, содержащее крупицы истины, может стать основой новой науки.

Лженаука, в силу несвободы ее бытия от наличия последователей, усиленно борется за умы людей, за свою «мыслимость». Особенно четко это проявляется тогда, когда за ложным знанием стоит экономическая выгода и лженаука превращается в основу направлений бизнеса.

Несвобода и свобода находят свое проявление в споре. Почему в споре может рождаться истина? Потому, что спор является столкновением двух и более свободно мыслящих, высказывающих и обосновывающих элементы истины или заблуждения. Цель спора может быть двоякой. Во-первых, доказательство приоритетности своей точки зрения каждым из спорящих мыслителей. Возможное достижение истины здесь является побочным результатом процесса спора. Такой спор есть столкновение свобод как состояний, стремящихся, чтобы внутренняя теоретическая несвобода, вне зависимости от истинности или ложности содержимого, стала преобладающим знанием. Во-вторых, целью спора может быть постижение истины. В таком случае спор демонстрирует несвободу всех спорящих от конечного результата, и процесс спора выступает как процесс возникновения свободных мыслей и их трансформации в несвободы, которые, в свою очередь, укрепляют основы искомого знания или становятся зачатками новых ветвей знания. Цель рационального спора, как и цель познания — достижение предельной несвободы описания от описываемого предмета или явления, достижение абсолютной истины. Свободное мышление как процесс поиска новых решений, новых подходов, нового видения проблемы — познавательно творческий процесс.

Свобода мысли выступает в качестве всеобщего закона свободы творчества, свободы жизнедеятельности. Каждый волен свободно мыслить, но не каждый мыслит свободно. За этим стоит система социальных отношений. Став основой социального движения, свободная мысль превращается в свою противоположность, в несвободу, выйти за пределы которой стремится новая свободная мысль. Свободная мысль не может быть всегда свободной, она, образно говоря, живет, существует только миг, превращаясь в последующем в свою противоположность — в несвободу, которая служит основой, стержнем, вокруг которого возникают, трансформируются, гибнут новые свободные мысли. Гибель (неприятие) свободных мыслей означает нарастание несвободы, содержанием которой являются некогда свободные мысли. Процесс появления новых свободных мыслей и их превращения в несвободу бесконечен и будет длиться до тех пор, пока будет существовать мыслящий разум.

Хотим мы того или не хотим, но несвобода и свобода пронизывают все стороны нашего бытия и деятельности, проявляясь в быту, в мыслях, в поступках. Это область осмысления мира, связанная с выяснением мировоззренческого и методологического значения понятий несвобода и свобода, ждет своих исследователей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *