О структуре архаичного коллективного представления

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

О структуре архаичного коллективного представления

В. Б. ИОРДАНСКИЙ

При изучении архаичного сознания, служащего как бы фундаментом, на котором вырастает все здание древнего миропонимания с его мифологией, развивающейся системой религиозных взглядов и медленно прокладывающим для себя путь рациональным началом, постоянно встречается такой элемент этого сознания, как коллективное представление.

О структуре архаичного коллективного представления

В. Б. ИОРДАНСКИЙ

При изучении архаичного сознания, служащего как бы фундаментом, на котором вырастает все здание древнего миропонимания с его мифологией, развивающейся системой религиозных взглядов и медленно прокладывающим для себя путь рациональным началом, постоянно встречается такой элемент этого сознания, как коллективное представление. Это та частица, совокупность которых и образует общественное, или коллективное, сознание, в свою очередь очерчивающее то поле, в границах которого действует индивидуальная мысль. Продолжая наши сопоставления, архаичное коллективное представление можно сравнить с молекулой, совокупность которых складывается в вечно живой, хотя и невидимый организм — коллективное сознание. Думается, это сравнение выявляет одну из важнейших сторон общественного сознания — его жизненное начало, его огромную созидательную, но и консервативную, на определенном этапе развития, мощь.

Первым, кто задумывался над тем, какую роль играет в общественном сознании коллективное представление, был выдающийся французский социолог Эмиль Дюркгейм. Он широко применял этот термин в работе «Простейшие формы религиозной жизни: система тотемизма в Австралии». Коллективное представление было в его глазах превосходной формой для первых шагов религиозной мысли. Это верно, но, в сущности, разве не уместен вопрос: только ли зарождавшиеся религиозные идеи питали коллективные представления? Разве они не встречаются и в наши дни, охватывая наши мифологемы, идеологические пристрастия, нравственные принципы и т.д., правда, в более размытой, менее императивной форме, чем в эпоху глубокой архаики?

Действительно, как складывалось и развивалось коллективное представление? Каковы его отношения с работой индивидуального ума? Как представляется, в поиске ответов следует посмотреть, какова структура различных категорий архаичных коллективных представлений, в какой степени она зависит от сущностного содержания архаичного сознания.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *