О структуре архаичного коллективного представления

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Подобно инь и ян, в сущности образующих единую внутренне противоречивую целостность, и многие другие противоположные по своему содержанию представления образуют некое единство. Их обычно соединяет более или менее длинная цепочка постепенно меняющих свое содержание мыслеобразов. В частности, такая цепочка соединяет жар и холод, ум и глупость, силу и слабость, при этом в каждом промежуточном звене в различных сочетаниях находятся элементы свойства, присущего крайним точкам. Между холодом и жарой — различные степени тепла или прохлады, между силой и слабостью — различные их проявления в различном соотношении.

Кто не помнит, что обычно в русских семьях из трех сыновей старший вроде бы умен и деловит, средний есть и так и сяк, а младший — совсем дурак. Однако же по сюжету характеры оказываются прямо противоположны тому, как они были первоначально очерчены. В ленивом и будто бы придурковатом младшем сыне, Иване, обнаруживается другой человек: умный, находчивый, трудолюбивый. И глубоко порядочный в отличие от двух своих старших братьев. В сущности, под поверхностной противоположностью конечных точек цепочки постоянно скрывается сущностная противоположность: мощь оборачивается слабостью, видимость ума — глупостью, показное трудолюбие — леностью.

Ситуация типична не только для сказок. В древних мифах младший сын верховного божества на первый взгляд ничтожен, лукав, слаб. Но в различных бытовых ситуациях проявляет находчивость и ум, которые позволяют ему выручать своего всемогущего отца. Крайние точки цепочки между звеньями постоянно обнаруживают противоположные качества. Таковы и север с югом. Когда первый может погубить холодом, второй способен иссушить до смерти жарой. Но с юга может повеять и мягким влажным теплом, тогда как с севера — живительной прохладой. Иначе говоря, они заключают в себе прямо противоположные свойства.

Созидая свою культуру, человек постепенно открывает, что его представления внутренне противоречивы и многогранны. Более того, он начинает понимать, что благодаря этому содержательному богатству между всеми коллективными представлениями, а следовательно, и между обозначаемыми ими явлениями и вещами существует некая взаимосвязь, причем соединяемые между собой существа и явления не равносильны, а одна сторона сильнее и влиятельнее другой. Так архаичные коллективные представления в своей совокупности образуют сеть, которая охватывает едва ли не все мироздание. Зарождается магия.

Образование сложнейших архаичных коллективных представлений происходит в точке пересечения многочисленных силовых линий; каждая из них какой-то частицей остается в представлении о пространстве. К примеру, точка пересечения линий восток-запад и север-юг, а также верх-низ выбиралась в Древнем Китае как место размещения столицы, поскольку считалась наиболее благоприятной точкой мирового пространства. Следовательно, существует прямая связь между архаичным коллективным представлением и магической системой осмысления мироздания. Магия, соответственно, накладывает свой отпечаток на структуру сознания, образуя одну из важнейших «программ» мышления.

В силу принципа, что все сходное связано между собой, вырастает значение знаков -символов. Эти символы могут быть обнаружены в самой природе, но чаще бывали рукотворными. Их существование давало обществу видимость огромной мощи. Кроме того, на этой почве возникают колдовство и ведовство с их заговорами, порчей, пожиранием душ. Архаичное общество оказывалось отравлено многочисленными призрачными страхами, защиты от которых искало опять же в магии.

Несомненно, магическая составляющая образовывала один из важнейших элементов архаичного коллективного представления.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *